ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕН И ПОТЕНЦИАЛ СОХРАНЕНИЯ КРИЗИСА

Город конференции:
  • Москва

   Современные условия глобализации бизнеса, интернационализация финансового пространства и развитие транснациональных корпораций формируют новые возможности в управлении стоимостью компании. К наиболее ярким примерам в оптимизации бизнеса на основе ценообразования относятся вертикальная интеграция отдельных стадий производственного процесса и трансграничная интеграция, позволяющие перераспределять созданную стоимость и локализовать ее в сфере минимальных финансовых оттоков. В этих условиях, определение параметров экономической эффективности на основе цен, привязанных к конкретным предприятиям и продуктам, приводят к существенным искажениям, транслируя участникам рынка ассиметричные сигналы, содержащие высокий потенциал риска.

   Острота проблемы может быть проиллюстрирована с помощью данных, публикуемых международными организациями. В частности, исследования Pricewaterhouse Coopers, связанные с анализом экономических преступлений косвенно, но достаточно ярко иллюстрируют не только масштаб, но и динамику процессов. По данным отчета за 2014 г. жертвами экономических преступлений стали около 60% российской организаций, в т.ч. около четверти опрошенных респондентов пострадали от манипулирования данными бухгалтерской отчетности [2]. Особенно остро проблема искажения информации встает в периоды спада деловой активности: за 2007-2009 гг. доля респондентов, пострадавших от искажения финансовой отчетности и мошеннических действий на рынке, связанных с фиксацией цен в рамках картельных соглашений, увеличилась с 26 до 65% [3].

   В условиях совершенного рынка распределение информации предполагает высокую степень равноправия субъектов, обеспечивая оптимизацию решений и эффективность взаимодействия. Однако современные экономические отношения далеки от теоретических построений и классической интерпретации источников получения доходов. Информационная рента, основанная на эксклюзивном праве на обладание и интерпретацию сведений и существенных фактов, на искажение индикаторов, доступных широкому кругу заинтересованных сторон становится  одним из значимых источников  дохода. Механизм его извлечения  достаточно очевиден: информационная недостаточность относительно активов, обращающихся на рынке, порождает высокие риски принятия решений, которые в потенциале должны компенсироваться высоким уровнем доходности, сопровождающем этот актив. Более сложным вопросом является определение источников возникновения информационных искажений и определение масштаба их влияния на экономические показатели.

   В рамках данной статьи остановимся коротко на выявлении некоторых явлений современного экономического механизма, свидетельствующих об усилении нерыночных тенденций, способствующих утрате системой цен индикативной функции: увеличении масштабов и роли финансового сектора, увеличении объема регулируемых цен.

   Одним из наиболее ярких примеров асимметрии информации, заложенной в ценовые индикаторы, является финансовый сектор экономики, где процесс принятия решений построен на ожиданиях в большей степени, чем на рациональных критериях, преобладающих в реальном секторе, и менее жестких ограничениях в потенциальной динамике (реальные рынки ограничены платежеспособным спросом субъектов и разрыв номинальных и реальных оценочных показателей на этих рынках значительно ниже, чем в сегменте финансовых отношений). Современные финансы отражают не только сопровождение, обслуживание движения потоков в реальном секторе, но и спекулятивные ожидания, дестабилизирующие экономическую систему в целом. В частности, одним из основных источников последнего экономического кризиса стало наличие накопленных дисбалансов различного уровня и нарастающая диспропорция развития реального сектора экономики и финансовых рынков. При наблюдаемом в последнее десятилетие росте ВВП и промышленного производства в 2-6% годовых, динамика показателей финансового рынка исчисляется двузначными индексами. Это свидетельствует о перегретом характере финансовой сферы, образовании так называемых «пузырей», спровоцированных спекулятивными настроениями отечественных и зарубежных инвесторов. Падение ключевых индексов в ходе кризиса можно рассматривать не только как результат панических настроений, но и как объективное «списание виртуальной стоимости»,  приводящее  в  соответствие  реальные  и  номинальные  показатели  развития  и  косвенную характеристику масштабов ассиметрии, выраженную в ценовых пропорциях.

   Качественно иной процесс формирования ассиметрии информации наблюдается в реальном секторе экономике. Здесь практически отсутствует влияние ожиданий на формирование уровней и соотношений цен, и ключевые пропорции определяются на уровне управления крупным корпоративным бизнесом. За рамками данного сообщения оставим вопросы регулирования цен на продукцию естественных монополий и государственных корпораций, составляющих значительный объем нерыночного сектора экономики и обратим внимание на трансфертное ценообразование, как деятельность, связанную с преодолением информационной прозрачности рынка.

   В современной аналитике трансфертное ценообразование рассматривается в основном как инструмент оптимизации налогообложения, в в контексте конфликта интересов корпораций и государства. Посмотрим на трансфертные цены с точи зрения их способности выполнять функцию информационного носителя, адекватно отражающего экономические пропорции на микро и макро-уровне. Формально трансфертные цены отличаются от рыночных цен тем, что существуют между связанными подразделениями одной структуры, они формируют стоимость продукции, которая отражается в бухгалтерском и налоговом учете, определяют налоговые обязательства и финансовый результат деятельности.

   Внешняя мотивация использования трансфертных цен - аккумулирование стоимости в тех звеньях вертикальной цепочки или в тех территориальных границах, где существуют наименьшие риски потери финансовых потоков в виде налоговых платежей. На уровне отдельных компаний процесс трансфертного ценообразования вписывается в систему оптимизации финансовых потоков. В настоящее время, трансфертные цены, занимающие все более весомую позицию в мировом товарообороте, позволяют локализовать видимую часть стоимости, воплощенной в цене, вне реальных пропорций отдельных звеньев в цепочке создания стоимости. Таким образом, меняется сущность цены– от категории, несущей информационный сигнал о пропорция обмена в условиях конкурентного рынка - к категории, формирующей мир, основанный на искажении информации.

   Оценить масштабы воздействия трансфертных цен достаточно сложно. Традиционно, рассматривается развитие так называемых глобальных производственных систем, координируемых транснациональными корпорациями (по экспертным оценкам до 80% мировой торговли приходится на аффилированные структуры). Расширение сферы корпоративно регулируемого нерыночного сектора можно оценить по динамике прямых иностранных инвестиций, за последние годы возросших на порядок [1]. О существовании оптимизационных финансовых схем вне транснациональных корпораций может свидетельствовать, в частности, доля убыточных организаций в масштабе экономики страны. В России в течение последних лет этот показатель довольно устойчив на уровне 30% и может косвенно подтверждать значительные объемы перераспределения созданной стоимости между связанными звеньями производственных систем.

   Сравнивая два сектора экономики, можно отметить, что дестабилизирующее воздействие локальных ценовых сигналов более масштабно в финансовой сфере, особенно на фондовом рынке. Однако в силу высокой волатильности рынка неизбежно выравнивание реальных и стоимостных пропорций через списание виртуальной стоимости в фазе кризиса. Функция цен, корректирующая пропорции и информационные сигналы близка совершенным рынкам. Соответственно в реальном секторе экономики состояние ассиметрии менее выражено и очистительная роль кризиса практически отсутствует, т.к. ценовое регулирование более устойчиво. Корпорации организуют сегменты административно-командного ведения хозяйственной деятельности с планово-убыточными предприятиями.

   Различное по интенсивности и динамике воздействия механизма цен, выравнивающего глобальные пропорции, порождает дополнительные дисбалансы между секторами экономики, сохраняя потенциал развития кризисов.

Список литературы

1.      Доклад             о          мировых              инвестициях.                UNCTAD,              World             Investment              Report             2013 http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview_ru.pdf

2.      На правильном пути. Российский обзор экономических преступлений за 2014 г. http://www.pwc.ru/ru/ceo- survey/assets/crime_survey_2014.pdf.

3.      Экономические преступления в условиях экономического спада. Пятый всемирный обзор экономических преступлений.   2011г.www.pwc.ru/forensic.