Поскольку среди международных мигрантов, прибывающих в Россию, выходцы из стран ближнего зарубежья (бывших советских республик) составляют свыше 90%, при моделировании международной миграции нами в качестве стран-доноров были рассмотрены 12 стран ближнего зарубежья (все, кроме Грузии и Туркменистана), а из остальных зарубежных стран ‒Китай, Германия, США и Канада.
Исходной информацией по миграции и отобранным факторам послужили данные Росстата, Федеральной миграционной службы за период 2000–2012 гг.Информация представляет собой панельные данные. Было рассмотрено 16 секций. Всего 208 наблюдений.
Расчеты проводились с использованием эконометрического пакета EVIEWS. Статистическая оценка значимости коэффициентов регрессии проводилась по t-критерию Стьюдента, оценка значимости уравнения в целом – по критерию Фишера. Проверка на автокорреляцию в остатках осуществлялась с помощью теста Бреуша- Годфри. Проверка на гетероскедастичность проводилась с помощью теста Уайта [4].
Получена следующая модель миграции:
Экономический анализ модели миграции позволил выявить, что на приток иммигрантов в Россию оказывают влияние следующие факторы:
1)
существование устойчивых миграционных
потоков,
сложившихся на территории постсоветского пространства, что подтверждается присутствием в модели лаговой зависимой переменной миграции .
Миграции, имевшие место прежде, привели к формированию так называемых миграционных сетей, когда новые мигранты могут опереться на опыт и помощь своих земляков, ранее переселившихся в регион назначения.
2) различия в уровнях жизни населения, представленные в модели показателем YH ‒ валовой региона льный
продукт на душу населения. Чем больше различия в уровнях данного показателя в России и стране-доноре–тем больше рост иммиграции. Заметим, что подавляющее большинство мигрантов приезжают в Россию из стран
ближнего зарубежья, в которых среднегодовой доход на душу населения значительно ниже российского (см. Рисунок 1‒2).
Молдове ‒ 16,5%, Арме нии – 29.1%, Украине – 27,6 % (см. Рисунок 3).
6 Рисунки 1-6 построены авторами по данным Росстат и WorldBank
2) доступность общественных благ, а именно. уровень развития здравоохранения, косвенно описываемый в модели показателем HD– численность населения на одного врача. Значение данного показателя в России‒ одно из самых низких по сравнению со странами ближнего зарубежья (Рисунок 4);
3) демографический фактор, представленный в модели показателем IR– коэффициент рождаемости. Динамика изменения коэффициента рождаемости в России представлена на рис.5.
Миграционный прирост, за данный период, составивший 5,76 млн человек, позволил на 44% сгладить естественную убыль населения и частично компенсировать дефицит предложения рабочей силы.
В странах Средней Азии и Закавказья, из которых Россия имеет наибольший приток мигрантов, коэффициент рождаемости существенно выше российского (см. рис.6).
Избыток рабочей силы в странах-донорах и ее недостаток в России способствуют росту иммиграции в Россию.
Построенная модель внешней миграции может быть использована при разработке управленческих решений в области внешних миграционных процессов
1. Батищева Г.А., Маслова Н.П. Исследование факторов, влияющих на приток трудовых ресурсов в Ростовскую область / Г.А. Батищева, Н.П. Маслова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2012. - №4. – С. 243–248.
2. Зайончковская Ж.А. Миграция в современной России, основные тенденции и процессы[Электронный ресурс] / Ж.А. Зайончковская. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1714#top
3. Российский статистический ежегодник. 2013 г. Стат. сб. /Росстат. ‒ Р76 М., 2013. ‒ 717 с.
4. Эконометрика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2009. -288 с.
5. Migration and Remittance Flows: Recent Trends and Outlook, 2013-2016 / Migration and Development Brief 21. October 2, 2013.