В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса и особенно в авиационном машиностроении. Снижение производства в авиационной промышленности берет начало в структурной непропорциональности, которая начала проявляться ещѐ в конце 80-х годов. После распада СССР и начала рыночных реформ кризис принял открытые формы, что привело к спаду авиастроения, который наглядно показан на области диаграмм выпуска авиационной продукции различного назначения (см. Рисунки 1 и 2) в диапазоне 1992-2002 года. Таким образом, как уже анализировалось в прежних исследованиях [2-3], замедление на стыке 20-го и 21 века производства и сбыта отечественной авиационной промышленности привело к падению уровня проектирования и производства отечественной высокотехнологичной продукции, к устареванию основных производственных фондов, т.е. к потере промышленного потенциала страны. Первым этапом программ «Стратегия развития авиационной промышленности», принятой в 2005году [4], была поставлен вопрос о реструктуризации отрасли. Было решено отказаться от сложившейся практики внутренней конкуренции между несколькими авиастроительными комплексами, нацеленными на собственные цели и стратегии. Реструктуризация отрасли заключалась в создании интегрированных структур, объединяющих предприятия авиастроения по продуктовому признаку. Цель современной концепции развития отрасли является создание авиапромышленных бизнес-единиц, способных к выживанию и повышению конкурентоспособности авиационной техники на Российском и международном рынках авиационной техники. Начиная с 2005г., происходило укрупнение предприятий и создание отраслевых холдинговых структур в таких секторах авиастроения как самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение, авиационное приборостроение, авиационное оборудование и авиационное вооружение. В секторе самолетостроения системообразующим холдингом является ОАО « Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), объединяющая такие предприятия авиастроительной отрасли, как ОАО «Сухой», ОАО «Туполев», ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и другие. В секторе вертолетостроения был создан холдинг ОАО «Вертолеты России» (ВР), объединяющий все вертолѐтостроительные предприятия страны, в двигателестроении - объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). В ответ на эти изменения в отрасли наметился рост объѐмов производства, как показывают диаграммы, представленные на Рисунках 1 и 2 в диапазоне 2002-2014 года.
Однако нужно отметить, что уровень инновационной активности на предприятиях после падения в кризисный период в несколько раз и сейчас остается низким, механизмы продвижения перспективных разработок в производство работают неэффективно.
Многие стратегические цели, прописанные в стратегии развития авиационной промышленности до 2015г. [4] не были выполнены. Особенно это касается гражданской авиации, где существование ОАК не привели к упорядочиванию продуктовой линейки отечественного авиапрома. К добротным разработкам позднего советского периода среднемагистральных Ту-204/214 и ближнемагистральных лайнеров ТУ-334 руководители ОАК добавили проекты SSJ-100 и МС-21. При этом стоит отметить, что SSJ-100 – это общее «детище» 28 зарубежных фирм, которые обеспечивают поставку 80% узлов и комплектующих зарубежного производства. В основе проекта МС-21, который стартовал в 2002г., лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году. Ранее в конструкции самолета соотношение импортных составляющих было преобладающим (70% в 2014г.). В ближайшие же 5-7 лет планируется изменить эту ситуацию, ориентируясь на отечественные комплектующие (до 90%), что позволит самолету позиционироваться как российский самолет Як-242. Для продвижения МС-21 на рынке среднемагистральных самолетов в сегменте 150-210 мест используется стратегия лидерство в снижении издержек и дифференциация. Стратегия лидерства в издержках позволяет компании (за счет низкой себестоимости производства) получать доходы, превышающие средне- отраслевые, даже в условиях высокой конкуренции. Стратегия дифференциации в применении к самолету МС-21 определяется за счет относительно большей вместимости пассажиров, более широкого фюзеляжа, а так же значительной экономии топлива по сравнению с существующим поколением. Таким образом, эксплуатационные расходов снижаются на 12- 15% (по сравнению с эксплуатируемыми в настоящее время зарубежными аналогами семейства А320 и Boing 737NG) и на 7-9% относительно перспективных самолѐтов семейств A320NЕО и В737МАХ.
Преимущество самолетов МС - 21 по отношению к существующим самолетам, при лучшем уровне комфорта и уменьшенным временем оборота в аэропорту, позволяет при любой стратегии поведения конкурентов в сегменте самолетов пассажир вместимостью 140-220 мест обеспечить уровень конкурентоспособности, по меньшей мере, не ниже, чем прогнозный уровень характеристик у конкурентов. Первые продажи МС-21 в количестве 10 самолетов планируется в 2016году.
Оценивая ситуацию в целом, важно отметить, что Россия возвращается на мировую арену в качестве сильного и влиятельного государства, с которым считаются и которое может постоять за себя и способно осуществить самые масштабные планы.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» [Электронный ресурс] М., 2014 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162188.
2. Комарова Н.В. Проблемы реструктуризации авиационных предприятий с целью формирования компетентностной организации. М., Нормирование и оплата труда в промышленности. № 8,2012
3. Комарова Н.В. Формирование стратегии развития вертолетостроительного предприятия с использованием центров компетенций. М., Вестник МАИ, т 21, выпуск 2, 2014
4. Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года. [ Электронный ресурс] М., 2005г, http://www.minpromtorg.gov.ru