Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗОВАТЬ ИХ ПРОХОЖДЕНИЕ ЛУЧШЕ В СТЕНАХ ВУЗА

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Варианты решения технологических проблем организации и управления прохождением производственных, в том числе и преддипломных практик студентами, регламентируются соответствующими ГОСами высшего образования различных поколений [1-5]. В основном, формы и способы организации целевых (дисциплинарных, промежуточных, компетентностных, семестровых) практик от стандарта к стандарту больших изменений не претерпевают.

Между тем, ускоряющиеся тенденции разрыва реальной действительности будущей профессиональной деятельности дипломированных кадров в любой отрасли национальной экономики и консервативным состоянием образовательных процессов и технологий, как тренд, дисонансируют все жестче и жестче.

Априори, производственные практики в высшей школе, а именно, как и где лучше организовать их прохождение – вопрос актуальный сегодня, а нахождение ответов на него – по сути решение перспективных конструкций. Именно поэтому инновационные технологические и педагогические подходы выдвигаются на первый план реформаторских усовершенствований, как в общей, так и в высшей системах образования Российской Федерации [6,14,16].

Изложим наши взгляды на поднятые проблемы в приложении к обучению по программам бакалавриата направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Мы уверены в том, что важным направлением совершенствования форм производственных практик в вузах можно признать так называемые «виртуальные образовательно-производственные практики», организуемые на основе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке индивидуальных программ для студентов, исполняющих должностные функции на конкретных объектах в системе «СИФО», предложенных профессором Канчукоевым В.О. [7,11].

Организация практик с использованием банка данных по технологиям программных продуктов 1С: Бухгалтерия, по имитируемым реальным предприятиям, финансово-кредитным учреждениям и прочим организациям региона в системе «СИФО» возлагается на соответствующие Научно-исследовательские лаборатории и Центры дополнительных образовательно-производственных услуг (ЦДОПУ). Такие центры, выполняют требования основных задач и функций реальных бухгалтерий предприятий, организаций и учреждений (СИФО) [13,15].

Главное преимущество такой альтернативной формы организации прохождения образовательно- производственных практик состоит в стационарном, но инновационном, в отличии от традиционного, наполнениям порядка и программ, гарантирующих высокое качество и опережающее развитие образовательных технологий и практик овладения компетенциями, опытом и навыками практикантов в стенах вуза. Кстати, выезды на профильные организации, ранее называвшиеся базами практик, потребуются только как ознакомительной экскурсии.

Практиканты в стенах вузов, через научно-исследовательские лаборатории и Центры «СИФО», в соответствии с заключаемыми договорами на ДОПУ, могут использовать возможности инновационных технологий и имитировать выполнение основных задач, которые будут вставать перед выпускниками направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [9,10]:

-       формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

-     обеспечение информацией руководителей организации в целях правильного осуществления организацией хозяйственных операций;

-    обеспечить учет наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-       предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности   организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Мало того, студенты-практиканты в режиме реального времени и в виртуальном пространстве получают возможность «практиковаться» по выполнению основных функций специалистов бухгалтерских служб на материалах «СИФО». Это - организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операции на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, применение в утвержденном порядке унифицированных форм первичного учета, соблюдение графика документооборота; обеспечение хранения бухгалтерской документации в установленном порядке; предоставление подразделениям организации необходимой информации для осуществления анализа деятельности организации и др. [8,12].

Важным элементом качественного прохождения практик выступает также и то, что состав руководителей практик в центрах ДОПУ может формироваться по двум вариантам. Первый вариант: руководители практик назначаются по группам – подразделениям Центра (учет основных средств; учет финансовых вложений; учет нематериальных активов; учет производственных запасов и др. Второй вариант: руководители практик назначаются по направлениям учета: бухгалтер, ведущий учет основных средств и нематериальных активов; бухгалтер, ведущий учет материально-производственных запасов; бухгалтер, ведущий учет по кредитам и займам; бухгалтер, ведущий учет с прочими дебиторами и кредиторами; бухгалтер, ведущий учет затрат на производство и др. [7].

Таким образом, можно заключить, что:

1.      Технологические усовершенствования прохождения производственных практик – гарант высокого качества и компетентности будущих специалистов.

2.   Для обеспечения не только синхронных тенденций в развитии достижений научно-технического и технологического развития в отраслях реальной экономики и в сфере высшего образования, но опережающего тренда последнего, следовало бы внедрять альтернативные формы организации прохождения образовательно-производственных практик, наполненных порядком и программами, гарантирующими высокое качество овладения компетенциями, опытом и навыками практикантов в стенах вуза, например, по системе «СИФО».

 

Список литературы

 

1.      Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Нормативное обеспечение дистанционного обучения при реализации образовательных программ / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 52-54.

2.   Бекулов Х.М. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Х.М. Бекулов, М.Х. Тхазеплова, И.Б. Бекулова // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 15 апр. 2015 г.) / гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 58-73.

3.   Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Конкурентоспособность учреждений социальной сферы и факторы, ее определяющие // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-3. С. 19- 22.

4. Будущее образования: глобальная повестка – М.: Skoltech, 2015 –204 с.

5.    Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки ОПО в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО / Известия КБГАУ. 2016. № 1 (11). С. 64-71.

6.    Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014.Т.10. № 43 (280). С. 50-62.

7.     Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1.№ 10. С. 45-47.

8.   Канчукоев В.О., Канчукоева Л.Б., Соблирова Л.К. Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения / Terra Economicus. - 2009. Т. 7. № 4-2. С. 104-107.

9.   Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. № 2 (12). С. 59-66.

10.    Канчукоев В.О. Постоянно действующие дискуссионные платформы, площадки, ячейки НИЛ СИФО Кабардино-Балкарского ГАУ. Известия КБГАУ, 2019. №4(24). –С. 87-92.

11.      Канчукоев В.О., Татуева Ф.Б. Анализ и оценка современной практики образовательно- производственных технологий в России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 10. С. 59-61.

12.   Канчукоев В.О. Теоретические аспекты формирования виртуальных бухгалтерий и специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) для учебных целей при ИДПО в вузах России. В сборнике научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. - 2016. С. 548-553.

13.    Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.

14.   Караева Ф.Е. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 февраля 2013 года в 10 частях. - Тамбов: Изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком». Т.1. Часть 1. - 2013. – 163 с.

15.   Мирзоева А.Р., Кумыкова Ж.М. Вопросы информационно-аналитического обеспечения системы управления предприятием. Сборник научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. 2016. С. 573-577.

16.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).