Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Переход на Болонскую систему образования предполагал формирование компетентностного подхода при подготовке бакалавров и магистров, с акцентом на творческий стиль жизнедеятельности. По экспертным оценкам, генезис образовательного процесса сопровождается сокращением бюджета времени и структурными изменениями аудиторного фонда. Например, бюджет времени на изучение дисциплины бакалаврами сокращен по дисциплинам: «Бухгалтерский финансовый учет» в 3,7 раза, «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» на 38% и т.д. В структуре аудиторного фонда 2/3 отводится на проведение практических занятий, а остальное - на лекции [1, с.59-60].

Резюмируя суждения авторов, следует констатировать, что 63% бюджета часов приходится на самостоятельную работу и выполнение практических работ. Эффективное управление этим временем с целью получения максимума знаний и навыков мыслительной деятельности студентов, обеспечит формирование успешного менеджера, способного адаптироваться на рынке труда. Конкурентоспособность образовательных услуг является залогом успешной деятельности учреждения [2].

Продуманная технология проведения самостоятельного изучения дисциплины и практических занятий, должна компенсировать уменьшение контактного времени со студентами при подготовке бакалавров и магистров. Широкое использование компьютерных технологий, способно частично компенсировать этот пробел в рамках действующего законодательства о дистанционном обучении при реализации образовательных программ [3].

Проблеме повышения эффективности обучения посвящены исследования авторов, предлагающих различные брейн-ринги, методы мозгового штурма, системы «СИФО», «перевернутых классов», дистанционное обучение, продвинутых занятий и т.д.[5,6,7]. В этих предложениях аккумулирован сгусток накопленного опыта по улучшению усвояемости дидактических единиц, изучаемых конкретными дисциплинами. На самом деле, в практической деятельности специалист сталкивается с ситуационными задачами, решение которых требует системного подхода. В отличие от практических занятий, где идет разбор и усвоение лекционного материала, производственная и преддипломная практики должны держать ориентир на решение ситуационных задач, которые выражаются в освоении таких познавательных категорий, как знать, уметь, владеть.

В сложившихся методиках освоения дисциплин нет четкого разграничения этапов освоения компетенций при их изучении. Например, по дисциплине «Теория управления и управление социально- экономическими системами» этап освоения компетенций завершается в том семестре, когда заканчивается изучение дисциплины и студент подвергается текущему или итоговому контролю.

Нам представляется, что осваиваемые таким образом компетенции, затрагивают отдельные дидактические единицы по курсу, дисциплине, и, только на практике, имеется возможность рассматривать все компетенции как единое целое, как совокупность элементов, как систему, дающую развернутое представление о процессах в социальной и экономических системах.

До настоящего времени в учебно-методической литературе не подвергнуты градации компетенции, которые осваиваются на различных ступенях учебного процесса. Нам представляется, и это очевидно, что на первоначальном уровне объем знании и навыков (лекции, практические занятия), соответствуют познавательному уровню, на производственной практике - специальному, преддипломной практике – квалификационному уровням. Такой подход позволит предъявлять возрастающие требования к уровням формирования компетенций, конечным ориентиром которых является достижение уровня образования, позволяющего квалифицировано решать ситуационные производственные задачи.

Появившийся в недавнем времени педагогический термин «перевернутый класс» является не чем иным, как дистанционное обучение с использованием видеоматериалов, прототип обеспечения учебно- наглядными, методическими указаниями студентов заочной формы обучения. В данном случае нельзя не согласиться с суждением А. Думонта и Д. Берхайм по данному вопросу: что перевернутое обучение по сути «не новый метод обучения», а «внеаудиторная деятельность на умственное изучение предмета» [4]. 

Некоторые авторы высказывают мнения о положительных результатах данной методики, при условии освоения новых педагогических приемов, подготовки новых материалов, изучении специфики специальности будущих выпускников и т.д. [8,с.78;11].

Данное мнение примечательно тем, что методика «перевернутый класс» должна, быть ориентирована сугубо на определенный контингент обучающихся (учащихся, студентов), уровень их подготовки, увлеченность самостоятельными изысканиями и т.д. К этому нужно добавить, что еще не подвергнуто глубокому анализу негативное влияние на результат сокращение контактного времени работы преподавателя с обучающимся контингентом. Здесь нужно оговориться, что снижение доли контактной работы – это установки стратегической политики законодателей от образования, и не совсем корректно такую тенденцию относить к «заслугам» методических аспектов «перевернутых классов».

Общеизвестно, что инновации являются ключевым фактором развития современного общества, а сегодняшние выпускники учебных заведений должны быть ориентированы на вызовы времени: решение проблем в будущем сопряжены с более сложными условиями, чем в настоящем.

Таким образом, генезис внешней и внутренней среды, порождают новые экономические и социальные изменения в обществе и возникает проблема новой дидактической инновации - научить студента обновлять свои знания во времени, чтобы решать новые задачи в условиях неопределенности и риска.

Современная технология прохождения производственной и преддипломной практики в корне отличается от той, что было при планово-административной системе хозяйствования. Тогда министерства и ведомства оказывали содействие в обеспечении рабочими местами практикантов, необходимую методическую помощь, приказами руководителя предприятия назначали ответственных руководителей практики, а в некоторых базовых предприятиях учебного заведения создавали филиалы кафедр. В дополнение ко всему, после окончания учебы, их трудоустраивали по квотам профильных министерств.

С переходом на рыночные условия учебные заведения оказались в затруднительном положении по организации прохождения практик. Организации, основными задачами которых является извлечение прибыли, теперь не считают целесообразным отвлекать своих работников от их прямых обязанностей и нагружать «общественными» обязанностями по руководству практикантами.

Общий вывод, назрел вопрос о пересмотре современной парадигмы организации производственной и преддипломной практик в пользу делегирования полномочий самим работникам учебного заведения, ответственным за формирование компетентных специалистов, то есть решать данную проблему следует в рамках внутривузовских лабораторий и образовательно-производственных дистанционных компьютеризированных технологий.

 

Список литературы

 

1.        Бекулов Х.М. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Х.М. Бекулов, М.Х. Тхазеплова, И.Б. Бекулова // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 15 апр. 2015 г.)/ гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 58-73. – ISSN 2313-6189. – (Серия «Научно-методическая библиотека»)

2.        Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Конкурентоспособность учреждений социальной сферы и факторы, ее определяющие // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-3. С. 19-22.

3.        Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Нормативное обеспечение дистанционного обучения при реализации образовательных программ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1- 2. С. 52-54.

4.        Dumont A., Berthiaume D. La pédagogie inversée. Enseigner autrement dans le supérieur avec la classe inversée. - De Boeck Supérieur s.a., 2016. - P. 235.

5.        Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки образовательно-производственного обучения в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО/Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова.2016. №1(11). С. 64-71.

6.        Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. - 2016. Т.1. №10. С. 45-47.

7.        Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. №2(12). С. 59-66.

8.        Канчукоев В.О. Пришло время учебных виртуальных бухгалтерий. Аспекты формирования УВБ СИФО при вузах России / Известия КБГАУ. 2016. № 4 (14). С. 110-117.

9.        Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.

10.     Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения //Казанский педагогический журнал №2, 2018 с.74-78.

11.     Хачев М., Коков Н., Теммоева С., Кокова С. Перспективные технологии в управлении экономикой региона / Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. № 4. С. 19-21.