Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПЦИЯ «СИФО» - ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРАДИГМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК В ВУЗАХ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Основные подходы к сформулированной в теме научной проблеме современного образовательного процесса в высшей школе, нами позиционированы под названием «Концепция «СИФО» [3,5]. Их рассмотрению посвятим данную работу, опираясь на ранее опубликованные материалы [4,6-9].

Сначала о генезисе этапов развития или классах образовательных технологий. Априори, каждая эпоха в сфере педагогической деятельности порождает свое поколение технологий. Сейчас диагностируются четыре класса образовательных технологий, основные характеристики которых приводятся в таблице 1.

Краткое резюме: интегральные технологии концентрируются вокруг четырех генеральных идей: укрупнение дидактических единиц; планирование результатов обучения; психологизация образовательного процесса; компьютеризация.

Между всем прочим, следует особо отметить, что компьютеры сегодня рассматриваются как инструмент управления учебным процессом, как средство коммуникаций. Речь идет об освоении в образовании новых информационных и коммуникационных, в том числе дистанционных и имитационных технологий, а по сути новых технологий интеллектуальной деятельности, предоставляющих преподавателям и обучающимся новые горизонты познания и овладения профессиональными компетенциями.

Таблица 1 – Классы (этапы) образовательных технологий; основная характеристика, типичные представители и образцы [13]

Класс

Основная характеристика

Типичные представители

1

Традиционные

методики (ТМ)

Выросли    в    рамках    эмпирической

парадигмы: основной учебный период – урок; используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения – беседа и рассказ; основные средства диагностики – текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.

Типичные     представители     таких

технологий – технология классического семинара для решения ограниченных задач повышения эффективности обучения и узкопредметная технология обучения русскому языку (чтение и письмо) в начальной школе   А.М.   Кушнира,

«развивающего обучения» В.В. Давыдова и др.

2

Модульно-

блочные технологии (МБТ)*

Являются наиболее типичными для

разработок в рамках алгоритмической парадигмы: основной учебный период – модуль или                         цикл           (уроков); используемые     методы     обучения                        – объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие                         организационные формы обучения – беседа и практикум; основные     средства   диагностики                        – текущие                                                        письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные               программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

Типичный      представитель      этого

поколения технологий – технология комплекса средств учебного оборудования, разработанная Г.Г. Левитасом, М.В. Воловичем и их группой.

3

Цельноблочные

технологии ЦБТ)*

Представляют вторую волну разработок

в алгоритмической парадигме: основной учебный    период     –    блок     (уроков); используемые     методы                    обучения      – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный (разработки проблемного обучения и были толчком к появлению этих               технологий);       преобладающие организационные формы обучения – лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики – текущие устные опросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачеты по окончании изучения темы.

Типичные образцы    цельноблочных

технологий – лекционно-семинарские системы разных видов.

4

Интегральные

технологии (ИТ)

Составляют    первое    поколение    в

стохастической парадигме: основной учебный период – блок (уроков), состоящий из двух субпериодов – постоянной и переменной частей блока уроков; используемые методы обучения

– объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и т.д.

Преобладающие      организационные

формы обучения – семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики – текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

*Технологии этих двух классов построены на разных теоретических основаниях. Это теория поэтапного формирования умственных действий и разработки программированного обучения в первом случае, теория развивающего обучения и разработки проблемного обучения – во втором. В результате структура образовательного процесса, набор методов и комплекс средств обучения в них заметно различаются. Но глубинные основания для проектирования образовательного процесса в обоих случаях идентичны. Это попытки выстроить жесткие последовательности процедур, дать алгоритмы деятельности преподавателю и обучающемуся, максимально формализовать контроль успешности. По этой причине, несмотря на внешние различия, технологии этих поколений относятся к одной парадигме – алгоритмической.

 

Далее в небольшой таблице 2, мы «заложили» (то есть раскрыли) «философские» камни – актуализирующие основу наших предложений для разработки прогрессивной парадигмы сегодняшнего вузовского образования, требующего, на наш взгляд, коренного и неотложного разворота в направлении внедрения «перевернутых образовательно-производственных технологических процессов», востребованных реальной действительностью, рыночными отношениями, социальным развитием общества.

Почему мы пришли к формулировке данной концепции. Априори, в нашем обществе присутствует необходимость реформирования системы высшего образования, обусловленная потребностями современного развития цифровизации. С одной стороны, инновационное развитие секторов экономики настоятельно требует тщательной подготовки соответствующих специалистов, с другой – основные доминанты развития национального института высшего образования определяются социально- ориентированным вектором.

Таблица 2 - Образовательно-производственный процесс: генезис, проблемные аспекты и наше видение перспектив их решения [6].

Фрагментарный

этап генезиса

Основные      характеристики     методологии      и      путей      решения      проблем образовательно-производственного   обучения

ФЕНОМЕН «МЛАДЕНЕЦ»

(разумный человечек)

 

От «Уроков познания мира» через «Накопительство» к дару «Речи».

 

Метод И. Давыдовой (английский - за 3 недели)

 

10 аудиокассет; 1 книжечка - инструкция; голос автора со словами, предложениями, монологами «повторяйте за мной». Нет ни зубрежки, ни правил правописания, ни букваря, ни азбуки и тому прочего, а результат гарантирован.

 

 

 

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС – НАОБОРОТ»

(перевернутое образовательное обучение)

 

«Образовательный процесс – Наоборот» - форма активного обучения, которая позволяет «перевернуть» привычный учебный процесс таким образом: самостоятельной работой для студентов является просмотр соответствующих видеофрагментов с учебным материалом следующего (!) занятия, то есть студенты самостоятельно проходят теоретический материал, а на аудиторном занятии время используется на выполнение практических заданий. Видеолекции

- ключевой компонент в «перевернутом подходе», они создаются преподавателем и размещаются в Интернете.

 «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – НАОБОРОТ»

(перевернутое производственное обучение)

    «Производственная практика – Наоборот». Производство - во главу. Типичные хозяйствующие субъекты экономики и организации виртуально перемещаются в вуз, к студентам, а не студенты едут на базы практик (профильные организации).

Данная прогрессивная парадигма - реальный путь к профессионализму, когда при прохождении образовательно-производственных практик отводится время на выполнение программ практики, в том числе решениям прикладных задач, тестов, обсуждению проектов и т.д. в стенах вуза в соответствующих лабораториях и учреждениях дополнительного образования.



Преподаватель вуза в эмпирической парадигме выступал как ретранслятор и надзиратель, поскольку его главными задачами были: передать обучающимся содержание образования и обеспечивать выполнение многочисленных требований. В алгоритмической парадигме происходит смена «понятий» и, главное здесь: обеспечивать точное следование технологической цепочке, что придает преподавателю статус контролера и наладчика. Совершенно новые параметры рождаются при внедрении стохастической парадигмы, для которой характерна большая самостоятельность обучающихся. Здесь преподаватель должен уметь грамотно поставить задачи, организовать процесс их решения и проанализировать результаты, то есть его статус – исполнение функций менеджера и эксперта.

В наших исследованиях мы провели анализ и оценку актуальных проблем в технологиях и методологических основах образовательно-производственных процессов в российских высших школах [1,2,4,7,8,12-14] и наметили пути решения указанных проблем [5-8]. В частности, предлагаем использовать проект «СИФО», в котором будет реализована концепция альтернативной росновационно-прорывной организации практической подготовки кадров высшей квалификации (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов) с использованием дистанционных и информационно-телекоммуникационных технологий (ДИТКТ), методологических и методических инструментариев, банков баз практик и баз данных (ББПБД) специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) – виртуальных хозяйствующих субъектов экономики, организаций и учреждений органов государственного управления и иных предприятий, формируемых институтами и факультетами российских вузов.

Для оказания дополнительных образовательно-производственных услуг (ДОПУ) вузам России предлагается использовать вновь создаваемые автономные некоммерческие организации - центры дополнительных образовательно-производственных услуг СИФО [9]. Росновационные технологии и общий потенциал, закладываемых в механизме реализации проекта «СИФО», позволят вузам получить реальные и законные основания повышать качество и эффективность образовательно-производственных услуг по организации и проведению практик на уровне требований времени, базирующихся на научно- технологических достижениях ведущих вузов мира.

Общие выводы.

1.       Впервые разработана прогрессивная парадигма высшего образования: «Альтернативная организация перевернутого обучения и прохождения производственных практик в стенах вуза» (Концепция «СИФО»).

2.   Фундаментальная научная проблема реформирования технологических подходов, основанная на прогрессивной парадигме высшего образования, как отечественная новация (росновация), требует своего пилотного внедрения.

3.    Реализация прогрессивной парадигмы производственного обучения – залог наполнения рынка труда профессионалами высокой квалификации, адаптированных к реальным условиям интеллектуальной деятельности.

Список литературы

 

1.      Бекулов Х.М., Бекулова И.Б. Нормативное обеспечение дистанционного обучения при реализации образовательных программ / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 52-54.

2.   Бекулов Х.М. Частная методика преподавания бухгалтерского (финансового) учета в условиях многоуровневой системы подготовки экономистов / Х.М. Бекулов, М.Х. Тхазеплова, И.Б. Бекулова // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография (Чебоксары, 15 апр. 2015 г.)/ гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 58-73.

3.       Канчукоев В.О. Актуальные национальные проблемы методологической перезагрузки образовательно-производственного обучения в вузах России и пути их решения, предлагаемые в проекте СИФО / Известия КБГАУ. 2016. № 1 (11). С. 64-71.

4.    Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014.Т.10. № 43 (280). С. 50-62.

5.     Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1.№ 10. С. 45-47.

6.   Канчукоев В.О. Методологические подходы в проекте СИФО - альтернативной модели перехода от традиционных к «перевернутым» образовательно-производственным процессам обучения студентов вузами России / Известия КБГАУ. 2016. № 2 (12). С. 59-66.

7.    Канчукоев В.О. Постоянно действующие дискуссионные платформы, площадки, ячейки НИЛ СИФО Кабардино-Балкарского ГАУ. Известия КБГАУ, 2019. №4(24). –С. 87-92.

8.   Канчукоев В.О. Пришло время учебных виртуальных бухгалтерий. Аспекты формирования УВБ СИФО при вузах России / Известия КБГАУ. 2016. № 4 (14). С. 110-117.

9.    Канчукоев В.О. Центры дополнительных образовательно-производственных услуг в проекте СИФО: платформа, технологии, модели финансовых взаимоотношений с вузами / Известия КБГАУ. 2016.№ 3 (13). С. 87-95.

10.   Караева Ф.Е. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 февраля 2013 года в 10 частях. - Тамбов: Изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком». Т.1. Часть 1. - 2013. – 163 с.

11.   Караева Ф.Е. Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 30 июня 2015 года - Тамбов: Изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2015. Т. 3. – 164 с.

12.   Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.

13.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

14.      Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. 99 с.