Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «МАТЕМАТИКА»)

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Учебная практика является обязательным инструментом формирования профессиональных компетенций будущего учителя математики. Цель учебных практик в бакалавриате состоит в подготовке студентов к практической профессионально-педагогической деятельности через актуализацию теоретических знаний и умений, полученных в процессе изучения дисциплин специального математического и психолого- педагогического циклов и формирование на этой основе практических умений, ценностного отношения к выбранной профессии. Учебные практики являются связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их  самостоятельной  работой  в  учреждениях  образования  в  период




производственной (педагогической) практики. Таким образом, вопросы организации учебных практик в условиях бакалавриата необходимо рассматривать с позиции взаимосвязи теории и практики в процессе обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [1] предполагает усиление практической направленности подготовки будущих педагогов и отличается ярко выраженным деятельностным подходом в их подготовке. В таблице 1 приведен объем трудозатрат на учебную и производственную практики (включая преддипломную) в соответствие с ФГОС ВО.

Таблица 1

 

 

Структурный элемент образовательной программы бакалавриата

Объем в зачетный единицах

Программа академического

бакалавриата

Программа

прикладного бакалавриата

Практики

21-30

33-45

 

 

Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета реализует образовательную программу по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень прикладного бакалавриата) по профилю «Математика». Кафедрой теории и методики математического образования разработан инновационный подход к организации практико-ориентированной подготовки бакалавров педагогического образования с увеличением объема практики практически до максимально возможного в соответствии с ФГОС ВО.

В основу программы учебной практики положен комплексный подход, предполагающий создание специальных условий для разносторонней ориентации будущего учителя математики на различные сферы педагогической  деятельности:  учебную  деятельность  учащихся  и  ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию.

Учебная практика начинается на 4 семестре и завершается на последнем курсе обучения. Выстроенная иерархия целей позволяет формировать необходимые профессиональные умения постепенно. При этом не используется принцип от простого к сложному, так как педагогическая деятельность, представляет собой не набор последовательных действий и операций, а комплекс самых разных умений и навыков, осуществляемых одновременно и направленных на реализацию развивающих, воспитательных и образовательных задач.

В таблице 2 представлены учебные практики, предусмотренные образовательной программой.

Таблица 2

 

№ п\п

Название учебной практики

Курс

Семестр

Объем в з.е.

Тип / Способ проведения

1

по                      методике

дополнительного математического образования

2

4

3

практика по получению

первичных профессиональных умений и навыков / выездная

2

по    методике    обучения

математике

3

5

3

практика по получению

первичных профессиональных умений и навыков / стационарная

3

по         информационным

технологиям

3

6

3

4

по    методике    обучения

математике

4

7

3

 

 

Таким образом, в учебном плане 12 зачетных единиц отводится на учебные практики и 30 – на производственные (педагогические) практики. Каждая их учебных практик предшествует производственной (педагогической) практике, тем самым обеспечивая более эффективное протекание последней (схема 1).




Практика по методике дополнительного математического образования – концентрированная практика – проводится в начале 4 семестра в течение 2 недель. К этому моменту студентами уже полностью изучена дисциплина «Педагогика», в рамках которой рассматривались особенности построения системы образования Российской Федерации, включающей дополнительное образование в качестве структурного элемента. Кроме того, при изучении дисциплины «Методика обучения математике» (3 – 6 семестры) в 3 семестре была дана общая характеристика системы дополнительного математического образования.

Цель практики по методике дополнительного математического образования – формирование у студентов представления о содержании и формах организации дополнительного математического образования (кружки, специализированные организации, учебно-исследовательские объединения, проектная деятельность учащихся, олимпиады и конкурсы). В ходе этой практики студенты знакомятся с системой учреждений дополнительного образования детей; со спецификой деятельности образовательных учреждений различных типов, их структурой, режимом работы; с особенностями работы педагогов дополнительного образования. Среди форм работы – наблюдение с последующим комментированием, анализом и обсуждением его результатов; участие в работе мастер-классов, демонстрирующих образцы педагогической работы в условиях дополнительного математического образования; осмысление и самостоятельная переработка информации. Но деятельность студентов носит не только ознакомительный характер. В период этой учебной практики будущие учителя математики вовлекаются в проектную деятельность по разработке сценария мероприятия, которое им предстоит подготовить и провести во время педагогической (культурно- просветительской) практики на базе образовательного учреждения, осуществляющего дополнительное математическое образование.

  Среди баз практики особо отметим интерактивный музей наук «Лабораториум» г. Ростова-на-Дону, целью работы которого является популяризация науки и развитие интереса молодежи к познанию окружающего мира. На протяжении последних двух лет месяц март в музее наук «Лабораториум» – это месяц математики и компьютерных технологий. Силами студентов во время месячника в музее проводятся интерактивная игра «Весёлая математика», мастер-класс «Волшебный мир фракталов», математическое шоу «Удивительные многогранники», викторина «Математика в сказках А.С. Пушкина» и др.

 Учебные практики по методике обучения математике призваны обеспечить обстоятельное изучение студентами школьных программ, учебников и учебных пособий по математике, понимание заложенных в них методических идей. В 5 семестре – это учебно-методические комплекты для основной школы, в 7 семестре – для старшей школы. Каждая из двух практик носит концентрированный характер, рассчитана на 2 недели, стационарная по способу проведения, предшествует педагогической практике, является необходимой основой для успешного прохождения педагогической практики.

 Особо подчеркнем, что распределение студентов по базовым учебным заведениям, закрепление за конкретными классами и учителями математики происходит до начала учебной практики по методике обучения математике. Это делается для того, чтобы содержание индивидуальных заданий, которые студент выполняет во время учебной практики, было ориентировано на тот учебно-методический комплект и те темы, по которым студенту предстоит проводить уроки во время активной педагогической практики.

 Поскольку ФГОС ВО [1] строится на компетентностном подходе, то для эффективного формирования компетенций, определенных стандартом, во время учебной практики необходимо создавать квазипрофессиональные ситуаций, приближенные к реальному учебному процессу. Квазипрофессиональные ситуации могут быть смоделированы на основе анализа различных подходов к изучению темы; при выявлении затруднений, возникающих у учащихся при изучении конкретной темы; во время разбора методических ошибок учителя и причин их возникновения; при сопоставлении задачного материала разных учебников и т.д.

Учебная практика по информационным технологиям в образовании – концентрированная практика – проводится в начале 6 семестра в течение 2 недель.

 Данная практики направлена на формирование информационно- методической компетентности будущего учителя математики в области применения и создания собственных цифровых образовательных ресурсов. Итог практики – получение студентом опыта решения типовых профессионально-методических задач учителя математики по использованию современных  информационно-коммуникационных  технологий.  Основная форма работы – самостоятельная практическая деятельность студента, выполняемая дистанционно под руководством преподавателя кафедры. Программа практики предоставляет студенту возможность познакомиться (на выбор) с особенностями работы с программными продуктами: GeoGebra 5.0 , iSpring Presenter 7 , Microsoft PowerPoint 2013, Mathematica 5.0, Prezi, Qwizdom WizTeach , SMART Notebook 14, SwishMAX , Живая Математика

5.1. Виртуальная математическая лаборатория. 

Таким образом, усиление практической направленности находит отражение на каждом этапе учебной практики при подготовке будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС ВО.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Федеральный государственный образовательный стандарт высшего         образования по        направлению            подготовки     44.03.01 Педагогическое      образование                          (уровень    бакалавриата).                   URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf     (дата         обращения: 27.07.2016).