Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Значимость математического образования в современных условиях - неоспоримый факт. Весь период развития человечества, особенно в последние годы, является важнейшим доказательством значимости математики. Для реализации возможности России занять лидирующие позиции в мировой экономике необходимо сделать акцент на математическом образовании.

По решению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В ней четко отражена значимость математики в современном мире, а также и для успешного развития России. "Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования" [2]. В Концепции указано, что "без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации" [2].

Основные проблемы математического образования распределены по следующим группам: проблемы мотивационного характера, проблемы содержательного характера и кадровые проблемы. "Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях" [2].

Главной целью Концепции является задача вывода российского математического образования на лидирующее положение в мире. Одним из направлений реализации обозначенной выше цели является "взаимодействие органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций ориентированное на поддержку прихода в школу лучших выпускников математических факультетов педагогических образовательных организаций высшего образования, выпускников профильных специальностей классических университетов" [2].

Традиционно учителей математики готовят педагогические институты. При переходе к рыночным формам управления экономикой произошли трансформации в сфере образования. В масштабах российского региона университеты являются в настоящее время единственными образовательными структурами, готовящими математические кадры. В каждом классическом университете обязательно имеется математический факультет.

Во времена перехода от централизованного метода управления экономикой к рыночным основам ведения хозяйства произошло падение престижа школьного учителя  математики и как следствие сокращение числа абитуриентов, поступающих на математические факультеты. С другой стороны бурное развитие информационных технологий приводит к появлению новых специальностей на математических факультетах: прикладная математика, прикладная математика и информатика, вычислительная математика и др. А традиционная миссия по подготовке школьных учителей математики оказалась невостребованной и забытой. Возникает проблема: есть потребность в учителях математики в регионах и нет вузов и факультетов, готовящих их в соответствии с требованиями современного рынка труда и Концепцией математического образования.

При этом в регионах имеется ограниченное количество рабочих мест для выпускников математических факультетов. Некоторые находят работу по специальности в своем регионе, определенная же часть уезжает в крупные города: Москву, Санкт-Петербург и др., остальные неохотно идут работать в школу. У выпускников математических факультетов такое отношение к работе в школе связано не столько с самим видом педагогического труда и его финансовой оценкой, а с отсутствием у выпускников математических факультетов фактической подготовки к работе в школе в качестве учителя математики и информатики.

Анализ учебных планов  и планов приема в региональные университеты Северо-Кавказского региона показал, что математические факультеты региональных университетов готовят специалистов по заявленным специальностям 01.01.01, 01.01.02, 01.03.02 и др. И только в Северо-Кавказском федеральном университете проводится набор студентов на специальность "Педагогическое образование по профилю "Математика"", но в количестве 8 человек! Положение несколько лучше в Ставропольском крае, поскольку в Ставропольском педагогическом институте готовят специалистов по специальности 032100 –математика, квалификация – учитель математики.

В Федеральном образовательном стандарте третьего поколения и в принимаемых стандартах 3+ (ФГОС 3+) высшего профессионального образования для математических специальностей в характеристике профессиональной деятельности выпускников, указывается, что область профессиональной деятельности выпускников включает преподавание математических дисциплин и информатики в общеобразовательных учреждениях. С другой стороны проведенный нами анализ показал, что в учебных программах математических факультетов региональных университетов отсутствуют дисциплины, направленные на подготовку студентов для работы в школе: теория и методика преподавания математики, возрастная психология, решение задач повышенной сложности, педагогическая практика и др. В некоторых университетах читаются небольшие курсы по общему курсу психологии.

Так в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова на факультете математики и вычислительной техники для студентов специальности "прикладная математика" предусмотрен небольшой курс "Методика обучения информатики "в вариативной части программы.

Для решения, поставленных в Концепции развития математического образования Российской Федерации задач, по нашему мнению, необходимо сделать обязательным педагогическую подготовку студентов математических факультетов классических университетов, запланировать педагогическую практику (необязательно объѐмную по времени). Это послужит мотивационным фактором для выпускников математических факультетов региональных университетов оставаться в регионе, идти с удовольствием работать в школу и состояться как учитель математики. Такой подход позволит поднять математическое образование на качественно новый уровень и будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов, и укреплению мощи страны.

Следует отметить, что в разрабатываемых в регионах Планах мероприятий по реализации Концепции математического образования, детализирующих и расширяющих основные положения на ближайшие годы, обозначенная нами проблема не рассматривается.

 

Список литературы

1.      Биченова М.С., Бестаева Э. Ш. Роль науки в современном образовании и в формировании личности // Личность и общество: социокультурные, экономические и политико-правовые аспекты взаимодействия в условиях глобализации. Материалы региональной научно-практической конференции. 2013. С. 248-254.

2.      Концепция развития математического образования в российской Федерации - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/

3.      Монако Т.П. Математическое образование в системе подготовки современных специалистов // Вестник Военного университета. 2010. 1(21). С. 30 - 35.

4.        Погадаева Г.В. Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях – Совершенствование   математического   образования   личности в  современных условиях,  с.2459-2462 http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/28.pdf

5.      Тестов В.А., Тихомиров С.А. Проблемы математики и математического образования на международной конференции "Математика в современном мире" - Ярославский педагогический вестник, 2014, № 1, Т. II, с. 313-316.