Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности преподавателей педагогического вуза к воспитательной деятельности. Объективные причины не обеспечивают необходимую профессиональную подготовку в данном направлении, что существенно сужает эффективность профессионально-педагогического экологического пространства, как одного из факторов повышения уровня экологического воспитания будущих педагогов. Разработка методики, обеспечивающей понимание экологического воспитания, как важного компонента профессиональной компетентности, формирует более осознанное отношение будущих педагогов к экологическому воспитанию, стимулирует их готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Актуальность. Одной из задач системы государственного образования является обеспечение компетентности специалистов, позволяющей более рационально использовать современные технологии для накопления и расширения профессионального опыта. Направленность высшей школы на подготовку высококомпетентных специалистов связана с необходимостью мобилизации интеллектуальных творческих ресурсов человека, способного моделировать параметры идеального производства, функционирующего в соответствии с возрастающими запросами и интересами общества. Следовательно, воспитание творческой личности является одной из приоритетных задач педагогов, формирующих личностные качества, а также систему специальных знаний, умений и навыков подрастающих поколений. Реализация данной задачи предъявляет особые требования к уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя и его способности к воспитательной деятельности [ 1- 3].

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости определения степени мотивированности преподавателей педагогического вуза на воспитательную деятельность, как одного из условий повышения ее эффективности.

Задачи:

 

1.     Выявить отношение профессорско-преподавательского состава к системе экологического воспитания будущего педагога и своей готовности к ее реализации.

2.     Формирование осознания значимости экологического воспитания для повышения профессионально-педагогической экологической деятельности будущего учителя.

Анализ психолого-педагогической и экологической литературы свидетельствует о том, что учебная деятельность преподавателей различных дисциплин, степень реализации задач передачи знаний оценивается, в целом, достаточно высоко, однако, уровень их экологической компетентности ограничен декларированием значимости усвоения информации о состоянии окружающей природы. Резкое ухудшение параметров среды обитания, вызванное глобальным экологическим кризисом, создало угрозу существования современной цивилизации. Это обусловило необходимость осознания общественной значимости сохранения природы для нормальной жизнедеятельности человечества; собственной причастности к состоянию окружающей природы, ее защите, поиска способов ее восстановления. Результатом такого осознания должно стать:

-    изучение основных направлений деятельности правительства страны по выходу из кризиса;

-   усвоение системы знаний в сфере экологии;

 -   мониторинг параметров среды обитания;

 -                 анализ, обобщение, критическое осмысление информации о состоянии природы;

-     понимание необходимости формирования экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры, как предпосылки экологического воспитания населения, без которого невозможно изменить потребительское отношение к природе;

-    осознание значимости интеграции научных и учебных дисциплин с выявлением ведущей роли экологии; стремление к повышению экологической компетентности.

Как полагает А. В. Назаренко, 2013, 2015, структура профессионально- педагогической экологической компетентности преподавателей и студентов педагогического вуза имеет общую основу и базируется на системном, интегральном, личностно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Преподавателям педагогического вуза необходимо сконцентрировать свой мотивационный и волевой потенциал на изучении взаимосвязей экологического воспитания и экологического образования, как компонентов единой системы профессионально-педагогической экологической подготовки студентов педагогического вуза; особенностей организации пропаганды экологических знаний и экологического образа жизни. Это обусловит повышение интереса студентов, как к экологии, так и к личности преподавателя; более успешной адаптации будущих учителей к условиям обучения в педагогическом вузе, к образовательно- воспитательному экологическому пространству; активизации процесса взаимодействия преподавателей и студентов; осознания значимости экологического воспитания.

Основной задачей экологического воспитания является формирование личностных свойств, обусловливающих эффективность экологической практической деятельности: самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, инициативы, ответственности, целеустремленности и др. При общении и взаимодействии с природой именно данные параметры личности выступают на первый план, этому способствуют духовные ценности природной среды, подчеркивающие единство человека с внешним миром.

Более тесное сотрудничество преподавателей и студентов находит свое логическое продолжение в совместной научно-исследовательской деятельности, тесном взаимодействии со средой обитания; возникновении потребности в постоянном общении с природой путем использования различных нестандартных форм обучения. Это, в свою очередь, обеспечивает условия для более эффективного экологического воспитания, осознания его значимости для повышения профессионально-педагогической экологической подготовленности будущих учителей. Результатом усвоения духовных и материальных ценностей являются:

-    появление новых идей по восстановлению разрушенных природных объектов, разработке системы эффективных мероприятий по охране и защите среды обитания;

-       разработка предложений по усовершенствованию норм, правил общения и взаимодействия с окружающей природой;

-       сформированность навыков анализа стихийных разрушительных явлений, вышедших из-под контроля человека; выявления причин возникновения и разработки профилактических мер по их предупреждению.

Этому способствует создание условий для возникновения новых моделей поведения людей на природе, совершенствования нормативов взаимодействия со средой обитания, качественное улучшение состояния окружающей природы. Система экологического воспитания характеризуется целенаправленностью и непрерывностью в течение всего периода обучения в вузе, что позволяет осуществлять ее коррекцию в соответствии с содержанием образовательно-воспитательного пространства.

Система высшего педагогического образования с экологической направленностью призвана обеспечить профессионально-педагогическую экологическую подготовку будущего педагога, способного формировать экологическое сознание, экологическое мышление, экологическую культуру подрастающих поколений. При этом важно, чтобы преподаватель творчески подходил к решению данной задачи, используя наиболее эффективные средства, методы и формы экологического образования и экологического воспитания для каждой конкретной ситуации; мог в нужный момент мобилизовать интеллектуальные способности и личностные свойства студентов.

Анализ содержания профессионально педагогической экологической подготовки будущих педагогов, свидетельствует о значимости воспитательного компонента, определяющего эффективность их практической деятельности. Это позволяет представить систему воспитания в виде совокупности следующих компонентов:

-              познавательно-развивающего, предусматривающего усвоение способов постоянного обновления профессиональных знаний, усвоения новой информации, инновационных методик и технологий обучения и воспитания;

-               интеллектуально-творческого, обеспечивающего реализацию профессионально-личностного потенциала с потребностью усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством и их использования в процессе педагогической деятельности; разработки новых проектов процесса обучения и воспитания, востребованных современным этапом общественного развития;

-    личностно-формирующего, связанного с реализацией потребности в самопознании, самоактуализации, самосовершенствовании; осознании своих сильных и слабых сторон, необходимости коррекции привычек, поведения; повышения общей и профессиональной культуры; навыков общения с окружающими.

Эффективность системы экологического воспитания студентов педагогического вуза в значительной мере детерминирована компетентностью преподавателей и их мотивационной готовностью к данному виду деятельности. Анализ психолого-педагогической и экологической литературы показал, что в своем большинстве профессорско- преподавательский состав считает своей основной задачей формирование у будущих педагогов системы специальных знаний, умений и навыков организации учебной деятельности с учащимися общеобразовательных школ и других образовательных. Нами было проведено анкетирование 82 преподавателей педагогических вузов г. Ульяновска, г. Тольятти и г. Самары с целью выявления их отношения к экологическому воспитанию будущих педагогов и собственному участию в данном процессе (табл. 1). Анализ полученных ответов позволил получить представление о понимании преподавателями цели и задач экологического воспитания, его сущности; средствах,    методах    и    формах,    значимости    для    формирования педагогического мастерства. На вопрос «Считаете ли Вы экологическое воспитание студентов педагогического вуза важным компонентом их профессионально-педагогической экологической подготовки» положительный ответ дали - 87% респондентов; 11% преподавателей уверены, что экологическим воспитанием будущих педагогов должны заниматься семья и общеобразовательная школа; 2% опрошенных затруднились с ответом. На вопрос «Входит ли экологическое воспитание студентов в содержание Вашей профессиональной деятельности?» 97,8% преподавателей ответили отрицательно; 2,2% опрошенных подчеркнули вариант ответа «не знаю». На вопрос «Имеете ли Вы необходимую подготовку для экологического воспитания будущих педагогов?» - 94,3% респондентов дали отрицательный ответ; 5,7% опрошенных ответили – «не знаю». На вопрос «Осуществляете ли Вы лично экологическую воспитательную деятельность студентов?». 27,4%- ответили «в какой-то мере»; 72,6% преподавателей дали отрицательный ответ. Не считают себя компетентным в данной сфере педагогической деятельности - 89,6% респондентов; 9, 1% ответили «В какой-то мере»; 1,3% затруднились с ответом. 77,3% опрошенных преподавателей считают, что они не должны заниматься экологическим воспитанием студентов педагогического вуза, 19,4% - ответили «не знаю», 3,3% респондентов согласились с тем,, что они должны заниматься экологическим воспитанием будущих педагогов. 79,8% опрошенных уверены, что специальные знания, умения и навыки экологической воспитательной деятельности не входят в их компетенцию; 20,2% - подчеркнули вариант ответа «не знаю». 82,1% преподавателей вуза считают, что учебную и воспитательную деятельность не следует разграничивать, так как манера изложения научного и учебного материала, объективность информации в сфере экологии; глубина собственного переживания процесса передачи экологических знаний; стиль языка, его образность, эмоциональность, достоверность, убедительность фактов - все это средства экологического воспитания. Остальные задачи экологического воспитания, по их мнению, должны решать кураторы, вузовские центры организации культурно-досуговой деятельности и другие участники образовательно-воспитательного экологического пространства. 15,3% респондентов ответили «не знаю»; 2,6% уверены, что нет.

Анкета

 

Цель: выявление отношения профессорско-преподавательского состава педагогического вуза к системе экологического воспитания будущих учителей и своей готовности к ее реализации.

   

п/п

Содержание вопросов

Варианты ответов

Да

Нет

Не знаю

1

Считаете    ли    Вы    экологическое    воспитание    студентов

педагогического       вуза        важным        компонентом        их профессионально-педагогической экологической подготовки?

 

 

 

2

Входит ли экологическое воспитание студентов в содержание

Вашей профессиональной деятельности?

3

Имеете ли Вы соответствующую подготовку для решения

задач экологического воспитания будущих педагогов?

 

 

 

4

Осуществляете ли Вы лично экологическую воспитательную

деятельность?

5

Считаете ли Вы себя компетентным в сфере экологического

воспитания?

6

Уверены ли Вы, что должны заниматься  экологическим

воспитанием будущих педагогов?

7

Хотели бы Вы иметь специальные знания, умения и навыки

экологического воспитания будущих педагогов?

8

Можно    ли,    по    вашему    мнению,    сочетать    учебную    и

воспитательную    работу    на    лекционных,   семинарских    и практических занятиях?

 

 

 

9

Имеете     ли     Вы     четкое     представление     о     сущности

экологического воспитания?

10

Считаете ли Вы возможным выполнение исследовательской

работы по экологическому воспитанию будущих педагогов?

 

 

 

11

Нужна ли, на Ваш взгляд, специальная научно-методическая

литература по данной проблеме?

12

Есть ли у Вас идеи по экологическому воспитанию будущих

педагогов?

13

Считаете ли Вы необходимым организацию образовательно-

воспитательного        экологического       пространства        для повышения эффективности экологического воспитания?

 

 

 

14

Готовы ли Вы к реализации цели и задач экологического

воспитания студентов педагогического вуза?

15

Готовы ли Вы использовать нетрадиционные необычные

формы экологического воспитания будущих педагогов?

 

 

     

16

Считаете     ли      Вы     необходимым     оценивать     уровень

экологической воспитанности    студентов на каждом курсе обучения?

 

 

 

17

Нужны  ли,  по  Вашему  мнению,  объективные  критерии

оценки показателей экологического воспитания?

18

Владеете ли Вы средствами и методами экологического

воспитания студентов педагогического вуза?

Спасибо. Анкету можно не подписывать

 

В отсутствии четкого понимания сущности экологического воспитания признались 47,3% опрошенных; 43,8% преподавателей уверены, что знают, о чем идет речь; 8,9% респондентов считают, что имеют общее представление об основном содержании экологического воспитания; 34,4% преподавателей отметили, что данное направление совершенствования профессионально- педагогической экологической подготовки будущего учителя представляет определенный научный интерес и может быть темой научного исследования. 59, 3% опрошенных ответили «не знаю»; 6,3% отнеслись к этой идее отрицательно.

На вопрос «Нужна ли, на Ваш взгляд, специальная научно- методическая литература по проблеме экологического воспитания?» 17,3% преподавателей ответили удовлетворительно; 65,6% не определились с мнением; 7,1% считают, что не нуждаются в такой литературе. Сформировать собственные идеи по экологическому воспитанию студентов педагогического вуза не смогли 71,8%; 19,7% респондентов ответили: «надо подумать»; 8,5% убеждены, что смогли бы сформировать определенные идеи, поставив перед собой такую задачу.

Целесообразным создание образовательно-воспитательного пространства считают 18,7%; не определили своего отношения к данному вопросу – 73,4%; отрицательное отношение высказали 7,9%. На вопрос «Готовы ли Вы к реализации цели и задач экологического воспитания студентов педагогического вуза затруднились ответить 26,3%; отрицательный ответ дали – 32,6% опрошенных; высказали свою готовность к данному виду деятельности -  41,1% и используют  необычные формы экологического воспитания будущих педагогов: положительный ответ дали 17,4% респондентов; отрицательно относятся к этой идее – 11,8%; не определились с ответом 71,8%. Считают необходимым оценивать уровень экологической воспитанности студентов на каждом курсе обучения - 3,2%; отрицательно относятся к данной инициативе – 73,3%; не определились с ответом – 23,5% респондентов. На вопрос «Нужны ли объективные критерии оценки показателей экологического воспитания будущих педагогов» положительный ответ дали 89,6%; «не знаю» - 10,4% респондентов. На вопрос «Владеете ли Вы средствами и методами экологического воспитания?» положительно ответили 77,7%; «не знаю» - 29,3%.

Анализ полученных ответов свидетельствует о недостаточной готовности преподавателей педагогического вуза к экологическому воспитанию студентов. Очевидно, что своей научной и учебной дисциплины каждый из них решает определенные задачи экологического образования и воспитания, оказывая воздействие на экологическое сознание и экологическое мышление, однако, в целом, преподаватели не готовы к решению конкретных задач экологического воспитания будущих педагогов. Это, в определенной степени, снижает эффективность воздействия профессионально-педагогического экологического пространства на систему экологического воспитания студентов, что обусловливает необходимость учета данного фактора при разработке методики формирования понимания значимости экологического воспитания для повышения уровня профессионально-педагогической экологической деятельности будущего педагога.

Список литературы

 

 

1.     Астраханцева И.В. Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя /И.В. Астраханцева     //     Педагогико-психологические     и     медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 2 , том 11. – С.82-94.

2. Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование. – 2001. - №3. – С. 4-8.

3.       Назаренко, А.В. Система повышения эффективности компетентностно-ориентированного экологического профессионально- педагогического образования будущих педагогов / А.В. Назаренко – Ульяновск, 2013. – 419с.

4. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 р.