Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА», «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1     этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2     этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3     этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

А.М.Смолкин дает определение активным методам обучения как способа активизации учебно- познавательной деятельности студентов [3], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

В преподавании дисциплин «Основы менеджмента», «Управление  персоналом» требуется не только ознакомление с теоретическими основами, но и обучение определенным практическим аспектам. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны  разрешить  поставленную  проблему  и  получить  реакцию  окружающих  (других  студентов  и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений [4].

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы,  в побуждении студентов отказаться от поверхностного  мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса.

Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Метод кейс-стади – это интерактивная технология для краткосрочного обучения студентов, на основе реальных или  вымышленных бизнес –  ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,  сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Использование этого метода необходимо потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом-теоретиком (российская система высшего образования может с легкостью обеспечить высокий уровень теоретических знаний), но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой – этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы. Цель метода кейс- стади – научить студентов, как индивидуально так в составе группы:

•            Анализировать информацию;

•            Сортировать ее для решения заданной бизнес-задач;

•            Выявлять ключевые проблемы;

•            Генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

•            Выбирать оптимальное решение и формировать программу действий.

Студенты во время работы над конкретным случаем находятся в центре процесса решения определенной проблемы. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4-6 человек. В этих малых группах изучают материал данного случая и разрабатывают предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всей группой. Технология кейс-метода включает несколько этапов и последовательных действий.

 

Фаза

Цель

1

Знакомство с конкретным случаем.

Понимание проблемной ситуации и ситуации

принятия решения.

2

Получение информации из материалов

кейса и благодаря самостоятельной обработке информации.

Научиться добывать информацию,

необходимую для поиска решения и оценивать ее.

3

Обсуждение: обсуждение возможностей

альтернативных решений.

Развитие альтернативного мышления.

4

Резолюция: нахождение решения в

группах.

Сопоставление и оценка вариантов решения.

5

Диспут: отдельные группы защищают

свое решение.

Аргументированная защита решений.

6

Сопоставление итогов: сравнение

решений, принятых в группах с решением, встречающимся в действительности

Оценить взаимосвязь интересов, в которых

находятся отдельные решения.

 

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе. Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.



Список литературы

1.      Барахсанова, Е. Ф. Научно-методическое сопровождение основной образовательной программы для аспирантов посредством кейс-технологии / Е. Ф. Барахсанова, А. В. Мордовская, С. В. Панина // Философия образования. — 2012. — № 1. — С. 187–192.

2.      Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. - Издательство: «Педагогика», - 1983 г.

3.      Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

4.      Шумилова Ю.А., Использование метода кейс-стади при преподавании маркетинговых дисциплин, Научно- метод.журнал №9, 2009

5.      Фурс, М. В. Интерактивные формы обучения – средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов: / М. В. Фурс // Almamater. — 2011. — № 10. — С. 29–33.