Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ДМШ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» — писал Д. Д. Шостакович.

Что же нужно сделать для того, чтобы музыка действительно сыграла свою роль в жизни человека (в воспитании молодого поколения)? — Воспитать художественный вкус.

Мы встречаемся с молодёжью, которая не любит настоящую музыку, так называемую серьёзную, поэтому не приходится говорить о воспитании через музыку высоких идей, чувств. Значит, речь идет о том, чтобы научить молодое поколение любить музыку больших идей и чувств.

Указанные задачи решаются в учебных заведениях на классных и внеклассных занятиях. Дети учатся воспроизводить (исполнять) музыку и воспринимать её (слушать). Оба эти вида занятий тесным образом взаимосвязаны. Вопросы понимания музыки разрабатывались и изучались в нашей стране главным образом в начале прошлого столетия. Так, в 1926 году появилась книга Вопросы музыки в школе: Сб. статей под ред. И. Глебова (псевдоним Б. В. Асафьева), содержащая несколько статей Б. В. Асафьева, не потерявших своего значения до сих пор. В них говорится о методах работы (например, метод контрастов). Не на все еще вопросы даются ясные и определённые ответы, но сама их постановка, поиски правильного решения имели огромное значение для развития теории музыкального воспитания.

Уже в 20-е годы эти поиски получают широкое признание как основной способ развития мировоззрения и нравственного формирования учащихся.

Особенно значительный вклад в его разработку внесла Н. К. Крупская. Она приходила к выводу, что организация жизни и деятельности детей должна находиться в органическом единстве с их нравственным развитием, с побуждением их к сознательной работе на общую пользу. «Ребят надо убеждать, — подчёркивала Н. К. Крупская, —  надо им  не  просто говорить, а убедить их, сделать  им понятными некоторые вещи». Н. К. Крупская обращала серьезное внимание на саму технику убеждения. По её мнению, развитие сознания и моральных чувств детей требует тонкого эмоционального подхода, умения в яркой, интересной и доступной форме разъяснить им смысл происходящих событий. Резко выступала она против скучной и однообразной назидательности, указывая на то, что «постоянные нравоучения, одёргивания» раздражают и травмируют психику ребят.

С помощью убеждения учитель и коллектив сверстников осуществляют комплексный подход к воспитанию, т.е. раскрывают (разъясняют) содержание и смысл идеологии и политики нашей страны, вопросы нравственного, эстетического и физического развития личности и таким образом развивают сознание учащихся, формируют понимание ими эстетических идеалов, и побуждают к совершенствованию своего поведения.

По мере взросления личности подражательность приобретает новые свойства, становится более сознательной, морально-оценочной и оказывает влияние на формирование у учащегося таких черт, как самостоятельность, проявление активности, а в подростковом возрасте выступает в качестве одного из важных факторов самовоспитания.

Так, средствами одобрения и поощрения являются оценка взрослого, похвала в присутствии друзей, благодарность преподавателя, благодарность в приказе по школе, награждение памятными подарками, похвальными грамотами и медалями за особые успехи в учебе, концертной деятельности, поведении.

В процессе воспитания в школе (в общеобразовательной и музыкальной) применяются методы одобрения (поощрения) и осуждения (наказания).

Так, готовя учеников к слушанию фрагмента фортепианного концерта Д. Кабалевского, желательно разобрать его песню «Наш край». После этого можно предложить внимательно прослушать тот фрагмент из концерта, где используется мелодия данной песни, и затем задать вопросы: какие изменения произошли с мелодией в ходе ее первого, второго и третьего проведения? Изменился ли характер музыки? Важно добиться активности всех учеников. Затем провести беседу:

1)дать советы ответившему ученику, как устранены выявленные при ответе ошибки (метод убеждения в форме беседы; метод переключения).

2)дать советы всему классу, как устранить недостатки в навыках по пению, нотной грамоте и слушанию музыки (метод убеждения в форме и беседы и лекции; метод переключения).

При проведении занятий по любому разделу урока (распевание, музыкальная грамота, слушание музыки) важно, чтобы учитель отдавал себе отчет в том, для чего он дает то или другое задание, что оно даст детям, в какой мере должно быть привлечено сознание учащихся к овладению тем или другим навыком и т.д.

Прекрасный материал для развития эстетического чувства, эстетического восприятия. расширения музыкального кругозора и воспитания музыкального вкуса включен в репертуар при слушании музыки.

Хотелось бы немного рассказать об учебных задачах музыканта — исполнителя (пианиста), которые осуществимы при помощи методов воспитания: убеждение, обучение, выделение положительного примера, метод одобрения и осуждении, наконец, контроль и оценка. Изучая стиль работы многих преподавателей ДМШ и сопоставляя его со способами преподавания в средних общеобразовательных школах, можно описать последовательность действий в процессе изучения той или иной темы дисциплины. Вот их этапы: объяснение, задание на дом для самостоятельной работы, ответ на следующем уроке, неоднократные повторения материала через различные промежутки времени и, наконец, контрольные работы или экзамен. Таким образом идет закрепление знаний, формирование необходимых навыков для приобретения этих знаний и применения их в различных ситуациях. Можно сделать вывод, что в организации последовательной работы за определенной тематикой музыкальной дисциплины кроются ресурсы совершенствования учебного процесса, улучшения качества обучения и развития музыканта.

Какими же должны быть тематика учебного процесса в классе специального фортепиано и логическая последовательность учебных задач, обеспечивающие всестороннее, органическое развитие учащихся?

Воспитание художественного мышления музыканта проходит по трем основным направлениям: накопление музыкальной информации, её осмысление на основе вскрытия связей между закономерностями музыкального языка и образно-эмоциональными представлениями и как результат — оперирование приобретенными понятиями в композиторской, исполнительской и теоретической деятельности музыканта.

Одним из недостатков обучения является то, что понятия и навыки, формируемые в процессе работы над одним произведением, могут не встречаться в дальнейшем, могут быть упущены из поля зрения. Поэтому для воспитания художественного мышления музыканта необходимо:

-   сделать основой обучения формирование умений и навыков до полного и глубокого их усвоения:

-   строить тематический план, исходя из различных возрастных категорий;

-   подчинить решению этих учебных задач подбор музыкального репертуара;

-      организовать контроль за усвоением знаний для определения возможности дальнейшего продвижения вперед.

Формируя пианистические навыки учащегося, преподаватель должен добиваться того, чтобы ученик постоянно контролировал звуковой результат своих действий и учился находить рациональную организацию пианистического аппарата.

Большое значение имеет психологическое и физическое развитие ребенка, регламентирующее эмоциональные нагрузки в процессе занятий и двигательные возможности аппарата, определяющее степень сложности одновременных действий двух рук и др. Экспериментальная практика, направленная на формирование комплекса исполнительских навыков, показала, что это направление работы требует более жесткой, чем при воспитании художественного мышления, последовательности усложнения задач во избежание возникновения ненужных привычек, от которых в дальнейшем трудно избавиться.

Из всего, сказанного выше, следует вывод о том, что оба главных направления работы в процессе развития музыканта требуют решения вопросов: чему учить, в какой последовательности решать учебные задачи, когда переходить к работе над очередными задачами, какой репертуар нужен для решения актуальных задач.

Личная творческая инициатива и  исполнительские качества на начальном этапе обучения воспитываются в процессе освоения учебных задач по развитию художественного мышления, а по мере возникновения осознанного отношения к вопросам трактовки произведения и исполнительного воздействия на аудиторию педагогу необходимо формировать у ребенка потребность самовыражения в творческом процессе.

Актуальность вопроса о музыкальном воспитании не подлежит сомнению — только духовно богатый человек, с развитым музыкальным вкусом, умеющий понимать и ценить гениальные произведения искусства, способен стать полноценной Личностью в высоком смысле этого слова. Поэтому необходимо эффективно организовывать процесс музыкального обучения и воспитания, прививать ребенку любовь к искусству не ненасильственным путем, а применять оптимальные методы воздействия на личность.

В заключение целесообразно привести высказывание Б. В. Асафьева о том, что «музыкально- педагогическая работа, идущая в  направлении сознательного освоении музыки, должна двигаться от учета… способностей …  к  постепенному усвоению все  более и более сложных  слуховых  навыков, к развитию творческих инстинктов ...».

 

Список литературы

 

1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать– М.: Изд.: «Просвещение», 1986. — 448 с.

2. Алимов, Ю. Учет успеваемости / Ю. Алимов. – М: ‚ 1975.

3. Апраксина 0. Современные задачи музыкального воспитания в школе. М., 1980.

4. Баранов, С. П. Педагогика. М:‚ 1990.

5. Божович Л.И. Изучение качества личности и аффективной сферы ребенка. М., 1973. 6.Блонский П.П. Педагогика. М., 1984.

7.Болдырев И`И. Воспитание морали у школьников. М., 1977. 

8.Кам-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., 1990.

9.Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.

10. Рябов И.М. Воспитание и обучение в ДМШ‘ К., 1990.