Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Авторы:
Город:
Ковров
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает

фундамент для формирования  новых психических образований,  что  будут  развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период, не какой - то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие [3, с.4].

Что такое цвет? Из чего он состоит? Почему один веселый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.

Из собственного опыта знаю, как важно:

–          дать знания об основных и составных цветах;

–          научить свободному смешиванию трех гуашевых красок: синей, желтой, красной; смешиванию одной из них с белой или черной краской;

–          научить правильному подбору цветовых сочетаний;

–          придавать особое значение выбору цветовой гаммы;

–          научить ребенка видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств.

Т.С. Комарова, являясь крупнейшим специалистом по детскому изобразительному творчеству, в своих исследованиях дает конкретную картину развития у детей чувства цвета, отмечая, что в массе своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить всю работу одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть бумага разного цвета, не вызывает у детей желания применять их. Такое явление, считает автор, можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается  неузнаваемым, цвет же  для них не выступает как  обязательное свойство предмета. Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, необходима специальная организация продуктивной деятельности. Задачей обучения является организация восприятия в виде многократных обследований и сопоставлений с собственными изображениями. При отсутствии таких действий в обучении дети без раздумий соотносят незнакомый цвет с хорошо известными: так оранжевый он называет красным [1, с. 25-28].

Для реализации замысла ребенка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты [4, с. 29]. Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.

Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Воспринимает ли человек окружающие его вещи дома, на улице, деревья и травы в лесу, людей, с которыми общается, картины, которые рассматривает, книги, которые читает, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, оно опирается на совместную работу органов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем сюда наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения мы превращаем изолированные ощущения в целостное восприятие, переходим от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет «вообще», но цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающие видимые нами предметы. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или «мутными». В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное стекло, полупрозрачные камни). Если цвет не локализуется вовсе, то он воспринимается как цвет пространства. Цвет прозрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета пространства [2, с. 235-245].

Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами ощущения и восприятия [5, с. 23].

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение. Изобразительные умения позволяют ребятам старшего возраста использовать словесные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки. Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. У дошкольников подготовительной группы появляется самокритичность. Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе [1, с. 23-39].

Таким образом, методика занятий по развитию восприятия цвета изобразительной деятельности требует творческого отношения воспитателей к их проведению. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения  (сообщение детям необходимых знаний о цветах, выработка определенных приемов и навыков в работе с цветом — красками) с созданием творческой обстановки, увлекающей ребенка, активизирующей его фантазию и воображение. На занятиях последовательно, в доступной форме раскрывается красота цвета и его сочетаний, начиная с самой простой группы, в которую входят 2—3 цвета, постепенно увеличивая количество цветов, усложняя красочный состав цвета (например, не просто красный, а чуть розоватый, с малиновым оттенком) и кончая комплексом цветовых сочетаний. Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми.

 

Список литературы

1.      Косминская, В. Б. Халезова, Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2010. – 189 с.

2.      Лернер, Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). - М.: МГУ, 2000. - 446 с.

3.      Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 143 с.

4.      Мухина, В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрачество. - М.: Академия,2011. – 456 с.

5.      Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца. – М. -Просвещение, 2006. – 376 с.