Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Одним из путей решения проблемы здоровье сбережения учащейся молодежи является формирование у последней здорового образа жизни. И, прежде всего, повышения значимости двигательной деятельности. Многочисленные данные научных исследований говорят о том, что физкультурно-оздоровительная деятельность не стала для школьников потребностью, не превратилась в интерес личности. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развитии и физической подготовленности школьников. Правильно сформированная положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями, особенно оздоровительной направленности является залогом хорошего здоровья и физического состояния подростков.

Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом представляет собой многоступенчатый процесс. Мотивация формируется в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

И.И. Соковня-Семенова выделяет ряд мотивов, которые определяют здоровый образ жизни: мотивация самосохранения, мотивация получения удовольствия от здоровья, мотивация возможности самосовершенствования, мотивация возможности маневрировать; мотивация достижения максимально возможной комфортности [1,с. 10-11]. Необходимо заметить, что значимость мотивов меняется для личности в течение жизни. Для каждого периода жизни решающими становятся соответствующие возрастным интересам мотивы здорового образа жизни. Для школьников старших классов ведущее значение имеют мотивы возможности самосовершенствования и маневрирования. Но необходимо заметить, что формирование и сохранение здоровья в значительной степени зависит от самого человека. По мнению академика Н.А. Амосова « Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем »[1, с.13].

В своем диссертационном исследовании И.И. Малоземова отмечает, что: «Увлечѐнность общества инновационными учебными заведениями, своеобразная «мода на образованность» приводит к психофизическим перегрузкам учащихся, что сказывается и на общем состоянии здоровья, и на формировании личности в целом, поскольку эти процессы являются взаимосвязанными. Большой объѐм информации, который требуется освоить, приводит к значительному снижению физической активности. Одной из причин сложившейся ситуации следует назвать неоправданное принижение роли физической культуры, как самими старшими школьниками, так и отношение к этому предмету в учебных заведениях. Принято считать второстепенными, выполняющими вспомогательную роль. Многие учащиеся рассматривают физическую культуру только как средство для поддержания и развития физических качеств — силы, гибкости, выносливости» [2].

Так, как 15-17 школьники не задумываются о проблеме своего здоровья, то и огромное значение двигательной активности для поддержания и укрепления здоровья стоит на одном из последних мест в иерархии качеств приоритетных в данном возрасте. Результатом такого отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности становится слабый уровень физической подготовленности, низкая степень психологической устойчивости и как результат слабое физическое здоровье. [2].

Поэтому возникает необходимость поиска новых идей физического воспитания, которые должны работать на увеличении резервов здоровья детей, на повышении их интереса к физической культуре и спорту.

В целях повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой в гимназии № 144 г. Екатеринбурга, был разработан и внедрен проект «Чемпионский марафон». Проект предоставил возможность уральским школьникам посетить ряд занятий по физической культуре под руководством лучших спортсменов страны. В рамках проекта в гимназию были приглашены известные уральские спортсмены и тренеры. Победители и призѐры Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы и России проводили уроки по физической культуре, рассказывали об особенностях своего вида спорта, отвечали на вопросы школьников.

Первым в списке известных гостей стал двукратный олимпийский чемпион по биатлону Сергей Чепиков. Он провел урок физкультуры в режиме мастер-класса по лыжным гонкам. Во время занятия гимназисты показали свои навыки катания на беговых лыжах и выслушали советы известного спортсмена, а затем смогли свободно пообщаться. Вопросы, которые задавали школьники олимпийскому чемпиону, касались его биографии и спортивных достижений.

Следующим спортсменом кто провел открытый урок был экс- абсолютный чемпион мира по боксу Константин Цзю. Урок прошел под лозунгом «Никогда не сдавайся!». Известный спортсмен показал школьникам основную боксерскую стойку, несколько ключевых ударов, а также общеразвивающие упражнения с мячом, скакалкой и ряд упражнений на «шведской»  стенке. Константин отметил, что такая тренировка развивает не только все группы мышц, но и смекалку необходимую в спорте и в учебе. Самыми важными в боксе, он назвал упражнения на пресс, самым главным в жизни – психологические установки. «Никогда не сдавайтесь. Каждый день пересиливайте свое «не могу». Я до сих пор каждый день соревнуюсь с самим собой, и не помню такого дня, когда я не тренировался», – такой совет дал он ребятам. После урока чемпион по боксу дал интервью, раздал автографы и сфотографировался со всеми желающими. Потом состоялась «пресс-конференция», на которой Константин ответил на все интересующие школьников вопросы, среди которых были такие, как «Зачем Вам косичка?», «Почему Вы живете в Австралии?», «Был ли момент, когда вы хотели бросить спорт?», «Сколько у Вас детей?».

«Не спешить!» – учил школьников действующий чемпион России по авторалли Дмитрий Тагиров. На его счету победа на финальном этапе Кубка Восточной Европы по ралли 2010г., выступления на ралли в Швеции, Португалии, Аргентине, Финляндии, Испании и Великобритании. Дмитрий Тагиров поиграл со школьниками гимназии в спортивные подвижные игры — такая тема урока запланирована у ребят по программе. Дмитрий вел урок и наблюдал за детьми. Чтобы впредь избежать ошибок, спортсмен советовал к упражнениям подходить вдумчиво и работать  над  координацией. «Больше играйте с мячом, потому что все игры с мячами сильно развивают координацию», – советует чемпион России по авторалли Дмитрий Тагиров.

В заключении Дмитрий посоветовал ребятам: «Учить водить автомобиль, а также изучать физику его управления». Кроме того, Д. Тагиров рассказал, что уже принято решение об открытии в Екатеринбурге гоночной школы. Проект « Чемпионский марафон» рассчитан на несколько лет.

В результате реализации спортивного проекта в систему спортивно-массовой и физкультурно- оздоровительной работы гимназии, у школьников появляется интерес к урокам по физической культуре, повышается уровень олимпийских знаний и традиций уральского спорта, увеличивается количество детей и подростков, регулярно занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт.

 

Список литературы

1.      Бароненко В.А. Основы здорового образа жизни / В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Раппопорт – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999 – 410с.

2.      Малоземова И. И. Формирование мотивации двигательной активности у интеллектуально развитых старших школьниц средствами физической культуры / И.И. Малоземова И. И. Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 Екатеринбург, 2004. 180 с.