Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

По сведениям Минздрава и социального развития России (2007г.), 80% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Теория и практика специальной педагогики показывает, что среди неуспевающих школьников, как правило, оказываются: учащиеся с педагогической запущенностью; дети с задержкой психического развития (ЗПР); учащиеся с неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учеников. Дети с речевыми нарушениями от 20% до 40% .

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных еѐ функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых) [3].

Термин «задержка» подчѐркивает (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребѐнка) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; повышение истощаемости; неустойчивость внимания; более низкий уровень восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; ограниченный запас общих сведений и представлений; низкий навык самоконтроля; своеобразное поведение; незрелость эмоционально – волевой сферы; неудовлетворительный навык каллиграфии; трудности в счѐте и решении задач; слабая техника чтения.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [2].

Задержка психического развития менее патологична, чем общее недоразвитие речи в разделе звукопроизношение.

Задержка речевого развития детей с ЗПР проявляется позднее по срокам: перед школой или в младших классах. Проявления задержки речевого развития детей с ЗПР часто настолько неярко выражено, что на них обращают внимание, когда ребѐнок начинает пользоваться более сложной речью и составлением рассказов.

Иногда отграничить задержку речевого развития детей с ЗПР от общего недоразвития речи можно только в ходе системной логопедической работы, в динамике.

Типичные ошибки связной речи у детей с ЗПР проявляются в примитивности и отсутствии последовательности в  высказываниях. Дети не могут выполнить задания с деформированным текстом в виде предложений. Фразовая речь детей, как правило, с нарушением препозиций (путанный порядок слов в предложении).

Грамматический строй речи формируется в процессе эмпирического наблюдения за языком, самостоятельно. Однако, у детей с ЗПР этот этап запаздывает, осуществляется значительно позже (в 7–8 лет)

.Словарь беден, с малым объѐмом понятий, часто ошибочен так же, как у детей с ОНР III уровня.

Школьные логопеды, опираясь на практику, отмечают: имеется ряд особенностей логопедической работы с детьми с ЗПР. Поскольку связная речь у детей с  ЗПР недоразвита, то логопедическая работа заключается в развитии речи. Связная речь у детей с ОНР – нарушена. Логопедическая работа заключается в коррекции речи.

Занятия по коррекции лексико – грамматических категорий проводятся для формирования навыков связного рассказывания.

Наиболее активно используется данный вид работы при автоматизации у дошкольников с ОНР поставленных звуков, на этапе их дифференциации. Рекомендуется для работы с детьми использовать дидактическое пособия. Напрмер: «Истории в картинках», где подобраны сюжетные картинки для развития логического и образного мышления.

Автор Ткаченко Т.А. предлагает интересную методику обучения детей с ОНР связному высказыванию. Данный автор предлагает логопедам использовать наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяет моделирование плана высказывания. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свѐртыванием» плана высказывания[4].

Автор Боровских Л.А. предлагает работать с детьми, опираясь на сюжетную картинку, готовый рассказ, беседу по сюжету картинки. Необходимая для данного вида работы наглядность предлагается в пособии «Я логично говорю». Данное пособие содержит сюжетные картинки и небольшие рассказы к ним [1].

С целью развития связной речи логопедами широко используется серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам». Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме: профессии, времена года, виды спорта и другие. Предлагаемый материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх.

Ещѐ одно методическое  пособие с набором демонстрационного материала заслуживает пристального внимания. Автор Ткаченко Т.А. пособия «Картины с проблемным сюжетом» перечисляет следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание, и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Речь ребѐнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. Автор считает, если сюжет картины близок и интересен детям, логопед может работать несколько занятий с одной картиной [5].

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР содержит в себе те же приѐмы и методы, которые используются логопедами в речевых группах. А, вот организация работы (количество занятий, длительность упражнений, применение инновационных методов) существенно отличается.

Технология сенсорного воспитания, современная техника логопедического массажа, арт-терапевтические методы и новые информационные формы обучения успешно применяются в практике логопедов и психологов.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции  и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

На наш взгляд, для более эффективного результата, в образовательных учреждениях VII вида необходимо более широко применять индивидуальные программы развития и новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные методы так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новых технологий.

 

Список литературы

1.      Боровских, Л.А. Я логично говорю / Л.А. Боровских // тетрадь №1, тетрадь №2. – М.: АРКТИ, Москва, 2000.

2.      Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3.      Неретина Т.Г. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения». Программно – методическое пособие/ Т.Г. Неретина. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

4.      Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – М.: Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 1999.

5.      Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, Москва, 2002.