Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В ЭТОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Абаз
ВУЗ:
Дата:
24 августа 2019г.

Аннотация: в статье анализируются проблемы адаптации в социуме детей с интеллектуальными нарушениями. Дети рано или поздно понимают свою ненужность в этом мире, да и мир не видит важности, ценности таких людей. В обществе сложился определенный стереотип, что человек со сложной структурой дефекта не желает и не может быть полезен социуму. В статье раскрывается метапредметный подход в обучении таких детей, работа с их родителями. К детям с интеллектуальными нарушениями нужно относиться с огромным терпением и душевной теплотой.

Ключевые слова: адаптация, социум, умственно отсталый человек, обучение.

 

 CREATING CONDITIONS FOR SUCCESSFUL ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN IN THIS WORLD

   Budaeva A.A.

 

teacher of primary classes MBOU "ASESH number 50"

  

Annotation: the article analyzes the problems of adaptation in the society of children with intellectual disabilities. Children sooner or later understand their uselessness in this world, and the world does not see the importance and values of such people. A certain stereotype has developed in society that a person with a complex structure of a defect does not want and cannot be useful to society. The article reveals a metasubject approach in teaching such children, working with their parents. Children with intellectual disabilities should be treated with great patience and warmth.

Keywords: adaptation, society, mentally retarded person, training.

Начиная работу с умственно отсталыми детьми, я поняла, что мне недостаточно знаний из научно-практических и методических источников. Чтобы лучше понять их внутренний мир, мировосприятие и тем самым эффективнее выстроить работу с детьми данной категории, мне помогли книги Жана Ванье.

Это французский философ, педагог и общественный деятель. Его наверняка знают те, кто работает над созданием лучшей человеческой окружающей среды для умственно отсталых людей. Книги «Быть рядом» «Найти мир» хорошо помогают понять мир других людей.

«Я жил в мире победителей, меня учили быть деловитым, знающим, успешным, и вот я стал открывать  для себя совсем  другой     мир  —   мир проигравших...»(  Жан ВАНЬЕ) Есть еще одна замечательная книга –бестселлер автора Даниэла Киз. «Цветы для Элджернона». Это произведение входит в программу обязательного чтения в американских школах. Книга, о том какую цену готов заплатить главный герой умственно отсталый молодой человек Чарли Гордон, чтобы стать умным.

Лейтмотив в книгах и в жизни таких детей один: рано или поздно они понимают свою ненужность в этом мире, да и мир не видит важности, ценности таких людей. В обществе сложился определенный стереотип, что человек со сложной структурой дефекта не желает и не может быть полезен социуму. По "народной" статистике только 10% умственно отсталых выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями.

Их одноклассники пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы неминуемая гибель. Можно ли повлиять на ситуацию и есть ли выход?

Важно знать, что критерий успешности работы с такими детьми это не столько овладение ими общеобразовательных знаний, сколько привитие навыков самообслуживания, культуры поведения, общения, развитие речи, ручной умелости. То, что ребенок в норме осваивает не задумываясь, ребенка с умственным недоразвитием нужно обучать.

Основной социальной проблемой детей с умственной отсталостью в будущем станут барьеры в осуществлении их трудоустройства. Считаю, что общение – это первое, на что стоит обратить внимание.

Компоненты социально-компетентного поведения:

·      умеет выражать желания, потребности;

·      налаживает контакты: умеет начинать разговор, вести его и заканчивать;

·      умеет управлять своим гневом и агрессией;

·      адекватно воспринимает похвалу;

·      распознает конфликтную ситуацию и успешно решает ее.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы для умственно отсталых детей предусмотренные государственным Стандартом предполагают как раз эффективную адаптацию умственно отсталых детей в жизни. Метапредметный подход универсален, его можно продемонстрировать на любом уроке, будь то математика, речевая практика, окружающий мир.

Так на уроках чтения он позволяет детям выстраивать личностную траекторию развития. Мои ученики любят самостоятельно выбирать книги для чтения для 5минуткок чтения на уроке. Причем один ребенок со скоростью чтения 20 слов в минуту с упоением читает сказки, рассказы за 1 класс. Который 80 слов читает, самостоятельно подбирает энциклопедии, книги о природе, т.к очень увлекается животным миром. Математику можно преподавать так, чтобы дети сталкивались с проблемой и полученные знания помогали бы им уже сейчас решать жизненные ситуации. Вид задач на нахождение цены, количества, стоимости мы изучаем, играя в магазин.

- Что же является результатом метапредметного обучения детей с нарушением интеллекта? А такие же базовые способности как у учащихся с нормой: (только перечислю я их в обратном порядке) коммуникации, рефлексии, понимания, мышления, но на том уровне, который им доступен. Почему это важно?

Потому что без метапредметного подхода, за отдельными предметами - для них смысл обучения вообще не виден. В перспективе я надеюсь видеть постоянную тягу к саморазвитию, что, безусловно, поможет им быть нужными обществу.

Как сложно было начинать работу с родителями по формированию успешности их детей. С чем я

столкнулась?

•     с неадекватным взаимодействием матери с собственным ребенком; (запреты, недовольство, пренебрежение ребенком);

• с родительской неготовностью быть "проводником" между ребенком и социумом;

• с изоляцией ребенка от окружающего мира;

• с использованием неадекватных методов воспитания родителями по отношению к ребенку.

На родительских встречах я показывала успешность детей в разных областях, хоть маленькую. Замечать недостатки родителям в детях - привычное дело. И тут я поняла, нужно работать над успешностью родителей - они тоже нуждались в помощи. Было много индивидуальных бесед, переписки.

К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь, ведь любовь творит чудеса.

Закончить статью я хотела бы предположением, исходящим из собственного опыта, что дети с умственной отсталостью являются не столько обузой для общества, сколько одним из источников его духовного роста.

 

Список литературы

 

1 .Ванье Жан Найти мир // 2005.С.15-24

2 .Киз Даниэл Цветы для Элджернона // 2017. С. 122-147