Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности психомоторного развития дошкольников с ограниченными    возможностями     здоровья.    Представлены    результаты    исследования    двигательного, познавательного и эмоционально-волевого компонентов психомоторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в общей и специальной дошкольной педагогике и детской психологии.

Психомоторные навыки – это интеллектуальные и двигательные навыки, зависящие от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этим навыкам происходит взаимодействие ребенка с внешней средой [2, с. 24].

Трактовка «психомоторики» как органического единства двигательного, познавательного и эмоционального компонентов, определяет ее связь с развитием личности ребенка в целом. В связи с этим, целью системы работы по психомоторному развитию является развитие всех сторон личности ребенка и раскрытие его потенциальных возможностей, что позволит подготовить каждого к успешному психическому  развитию  на последующих  возрастных  стадиях  (Л. С. Выготский,  А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). Единство и гармония всех компонентов психомоторики обеспечивает успешность физического, нравственного, умственного, эстетического развития и подготовку ребенка к элементарным видам труда [3; 8; 11].

По мнению Н. П. Вайзмана, становление психомоторных функций здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеет много общего. Приближение к нормальным тенденциям этого процесса наблюдается при легких нарушениях. При тяжелых – общие черты исчезают. Имеющиеся данные свидетельствуют, что детям с тяжелыми нарушениями свойственна значительная задержка и несоответствие этапов нормального онтогенеза психомоторики. В дошкольном возрасте у них встречаются двигательные проявления, характерные для первого полугодия нормального онтогенеза. С возрастом моторная недостаточность сглаживается, но чем грубее недоразвитие центральной нервной системы, тем слабее влияние возрастного фактора на состояние двигательной сферы [1, с. 42].

С целью изучения уровня сформированности и выявления особенностей психомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе Центра продленного дня при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» в мае 2017 г. В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста в возрасте 5–6 лет с заключением ПМПК «Легкая умственная отсталость (ЛУО). Несформированность языковых и речевых средств».

Исследование уровня сформированности психомоторных навыков у дошкольников проводилось в три этапа в свободное от занятий время.

Первый этап – обследование состояния двигательной сферы.

Обследование включало 4 серии, каждая из которых содержала от 3 до 10 тестовых заданий. Сначала обследовалась общая произвольная моторика, затем мимическая и речевая моторика, а также тонкие движения пальцев рук.

Первая серия была направлена на обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики и состояла из трех заданий: 1) ребенку предлагалось встать «на цыпочки» и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с.; 2) ребенок с открытыми глазами продвигался прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м.; 3) ребенку предлагалось как можно быстрее при помощи пальцев одной руки скатать шарик из бумажной салфетки.

Вторая серия была направлена на обследование произвольной мимической моторики и содержала следующие задания: 1) поднять брови («Удивление»); 2) слегка сомкнуть веки; 3) прищурить глаза («Яркое солнце»); 4) плотно сомкнуть веки («Стало темно»); 5) сжать губы; 6) вытянуть губы в «трубочку»; 7) вытянуть губы, как для произнесения звука «о»; 8) надуть щеки; 9) оскалить зубы («Забор»).

Третья серия была направлена на обследование речевой моторики: 1) открыть и закрыть рот; 2) рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть; 3) имитировать жевательные движения; 4) попеременно надувать щеки; 5) втянуть щеки внутрь; 6) высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5; 7) касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»); 8) упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»); 9) пощелкать языком  («Поехали на лошадке»); 10) поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

Четвертая серия была направлена на обследование тонких движений пальцев рук и содержала следующие задания: 1) сжать пальцы в кулаки; 2) соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»); 3) загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»); 4) переплести руки «в замок»; 5) самостоятельно застегнуть пуговицы; 6) нанизать на нитку бусинки; 7) начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

Второй этап – обследование познавательной сферы (по методике Е. А. Стребелевой) [10]. Задание 1. Коробка форм.

Цель – выявление уровня развития зрительной ориентировки на форму. Задание 2. Построй из палочек.

Цель – выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Задание 3. Сложи разрезную картинку.

Цель – выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. Задание 4. Найди время года.

Цель – выявление уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно- образного мышления).

Задание 5. Нарисуй целое.

Цель – выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.

Оценка действий ребенка:  принятие и понимание условий задания;  способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Третий этап – обследование эмоционально-волевой сферы.

Данный этап диагностики осуществлялся посредством метода наблюдения. Обращали внимание на то, как:  

–   как ребенок включается в выполнение новых заданий (критерии: 1 балл – неохотно; 2 балла – безразлично; 3 балла – охотно);

–    отвлекается ли при выполнении новых заданий (критерии: 1 балл – очень легко; 2 балла  – отвлекается, но возвращается к выполнению задания; 3 балла - работает сосредоточено);

–   стремится ли к самостоятельному выполнению заданий (критерии: 1 балл – нет, делает только с помощью; 2 балла – при затруднении прибегает к помощи педагога; 3 балла – да, стремится);

– может ли самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку (критерии: 1 балл – нет; 2 балла

– в некоторых случаях; 3 балла – да);

– как поступает дошкольник, если ему указывают на наличие ошибки (критерии: 1 балл – не исправляет; 2 балла – некритически исправляет; 3 балла – исправляет после того, как поймет, в чем его ошибка).

Проанализируем результаты обследования состояния двигательной сферы у дошкольников с ОВЗ.

После выполнения первой серии заданий на обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики были получены следующие результаты. Не доступно ни одно или только одно из предложенных заданий 40 % детей. Им очень плохо или не удавалось вообще удерживать равновесие, координировать свои движения при прыжках, скатывать салфетку в шарик одной рукой. Движения были вялыми, нефиксируемыми, расторможенными. Отмечалась слабая двигательная память, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля движений. Задания выполнялись медленно, присутствовали сопутствующие движения.

Дети, которым при повторении проб (не в полном объеме), удалось справиться с двумя или всеми заданиями из данной серии составили 60 % от всех испытуемых. Им плохо удавалось удерживать равновесие, координировать свои движения при прыжках, скатывать салфетку в шарик одной рукой. Движения фиксировались на короткий промежуток времени, были нечеткими, сила быстро истощалась. Отмечались неустойчивое внимание и слабый самоконтроль. Задания выполнялись в замедленном темпе, присутствовали насильственные движения.

При выполнении второй серии заданий на обследование состояния произвольной мимической моторики были получены следующие результаты. Выполнили в полном объеме только одно или два из предложенных заданий 20 % детей. Испытуемым плохо удавалось фиксировать мимические позы, координировать свои движения. Они отличались вялостью, расторможенностью. Двигательная память была слабая, внимание неустойчивое, самоконтроль отсутствовал. Задания выполнялись в медленном темпе, присутствовали сопутствующие движения.

Дети, которые справились с большинством предложенных заданий (при повторении проб) составили 80 %. Они испытывали определенные затруднения при фиксации некоторых мимических поз, координации своих движений. Их мимика отличалась живостью, внимание – неустойчивостью, самоконтроль был снижен. Задания выполнялись медленно.

При выполнении третьей серии заданий на обследование состояния речевой моторики были получены следующие результаты. Выполнили предложенные задания частично или в минимальном объеме 40 % детей. Движения испытуемых отличались вялостью или напряженностью, расторможенностью, нечеткостью. Внимание было неустойчивое, самоконтроль отсутствовал. Задания выполнялись в замедленном темпе, присутствовали насильственные движения, саливация.

Дошкольники, которые выполнили в полном объеме половину или большинство из предложенных заданий составили 60 %. Испытуемые производили движения первых заданий четко и точно, но завершая выполнение последних заданий данной серии, движения языка и губ становились вялыми, неточными. Внимание быстро истощалось, самоконтроль движений органов артикуляции был слабый. Задания выполнялись в нормальном темпе, чтобы удержать артикуляционную позу дети прилагали усилия, отмечались сопутствующие движения рук, глаз.

При выполнении четвертой серии заданий на обследование состояния тонких движений пальцев рук были получены следующие результаты. Дети, которые выполнили предложенные задания частично или в минимальном объеме составили 30 %. Движения пальцев рук отличались вялостью или напряженностью, расторможенностью, нечеткостью. Внимание было неустойчивое, самоконтроль движений пальцев отсутствовал. Задания выполнялись в замедленном темпе, присутствовали сопутствующие движения.

Выполнили в полном объеме половину или большинство из предложенных заданий 70 % детей. Движения испытуемых при выполнении первых заданий отличались четкостью и точностью исполнения, но завершая выполнение заданий данной серии движения становились вялыми, неточными. Внимание быстро истощалось, самоконтроль отмечался слабый. Задания выполнялись в нормальном темпе, для удержания позы пальцев рук было необходимо прикладывать усилия, присутствовали насильственные движения.

При выполнении дошкольниками с ОВЗ серии заданий второго этапа эксперимента – обследования состояния познавательной сферы были получены следующие результаты. Дети, которые в большинстве случаев не проявляли интереса к заданиям, с трудом включались в совместную деятельность со взрослым, не решали познавательных задач, и в условиях обучения действовали неадекватно составили 30 % от обследуемых. Их речь характеризовалась наличием отдельных слов или элементарной фразы.

Эмоционально реагировали на игрушки, включались в совместные действия со взрослым 70 % детей. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечались в основном нерезультативные действия. В условиях обучения дети действовали адекватно, но после обучения они не переходили к самостоятельному выполнению задания. У них не были сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Их речь характеризовалась грубыми нарушениями грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения.

После выполнения дошкольниками с ОВЗ серии заданий третьего этапа констатирующего эксперимента – обследования состояния эмоционально-волевой сферы были получены следующие результаты. Неохотно включались в выполнение новых заданий, легко отвлекались, не стремились к самостоятельному выполнению заданий 30 % детей. Испытуемые самостоятельно не находили допущенную ошибку и не исправляли её.

Дети, которые безразлично  включались  в  выполнение  новых  заданий,  легко  отвлекались, но возвращались к выполнению задания, и выполняли представленные задания только с помощью взрослого, составили 30 %. Испытуемые не могли самостоятельно найти допущенную ошибку, но при указании на нее некритически исправляли ее.

Безразлично включались в выполнение новых заданий, отвлекались, но возвращались к выполнению задания, и при затруднении в выполнении задания прибегали к помощи педагога 40 % детей. Испытуемые в некоторых случаях могли найти допущенную ошибку и некритически исправить её.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление психомоторики дошкольников с ОВЗ в сравнении с вариантами нормы протекает в более пролонгированные сроки и не соответствует этапам нормального онтогенеза психомоторики. Для дошкольников с ОВЗ характерно замедленное развитие возрастных новообразований, более позднее формирование системы произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы.

Формирование психомоторики детей с ОВЗ – сложный и длительный процесс. При планировании коррекционно-развивающей деятельности дефектологу необходимо каждому дошкольнику в индивидуальном порядке определить цели и задачи коррекционных мероприятий, выбрать подходящую форму работы, определить частоту и длительность занятий, подобрать методики и техники, способствующие достижению поставленных задач.

 

Список литературы

 

1.     Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – М. : Аграф, 1997. –128 с.

2.     Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СПб. : Детство-Пресс, 2005 – 138 с.

3.     Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2017. – 199 с.

4.     Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие / Л. А. Головчиц. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 319 с.

5.     Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в  семье,  детском  саду,  начальной  школе  /  Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – М. : Школьная пресса, 2007. – 72 с.

6.          Лифиц, Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики / Е. А. Лифиц, И. В. Лифиц. – М. :Айрис-Пресс, 2010. – 160 с.

7.          Морозова, И. С. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий / И. С. Морозова, О. М. Гарусова. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 96 с.

8.          Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М. :Просвещение, 1964. – 350 с.

9.          Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – М. : Аркти, 2008 – 60 с.

10.       Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2007. – 163 с.

11.       Усова, А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1991. –176 с.