Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Поступление в школу и первые месяцы обучения вынуждают первоклассника адаптироваться к новым условиям. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди младших школьников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым условиям, и не всегда справляются с довольно высокими требованиями, предъявляемыми школьной программой. В связи с этим, нельзя оставлять без внимания вопрос о влиянии стилей родительского воспитания на способность ребенка воспринимать, понимать, запоминать и использовать знания. Поэтому и возникла идея провести эмпирическое исследование влияния детско-родительских взаимоотношений на готовность ребенка к школе.

Целью исследования было обнаружить взаимосвязь стилей родительского воспитания с  уровнем готовности детей к школе.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

•    Выраженный стиль родительского воспитания «Кооперация» может находиться в прямой взаимосвязи со степенью готовности к школе детей младшего школьного возраста.

•    Выраженный стиль родительского воспитания «Маленький неудачник» может находиться в обратной взаимосвязи со степенью готовности к школе детей младшего школьного возраста.

Нашу исследуемую выборку составили две условные группы испытуемых: учащиеся 1 классов НОУ СОШ «Азъ Буки Веди» г. Ростова-на-Дону в количестве 60 человек (из них 28 девочек и 32 мальчика) и их родители в количестве 60 человек (из них 45 женщин и 15 мужчин возрастом от 28 до 43 лет).

Материалы и методы

Эмпирическое исследование уровня готовности детей к школе проводилось при помощи методики для диагностирования детей при поступлении в школу (З.В. Дощицина) [7], и методики для определения школьной тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)[8]. А для определения стиля родительского воспитания в семьях (отношений родитель-ребенок) использовалась методика А.В. Варга и В.В. Столина[9].

Результаты

Результаты исследования показали, что в целом, в исследуемой выборке родительского отношения по шкале «Принятие-отвержение» находится на уровне 59% от максимально выраженной оценки, что соответствует среднегрупповой тенденции родительского отношения к отвержению. Тем не менее, среднегрупповое значение родительского отношения по шкале «Кооперация» находится на уровне 75% от максимально выраженной оценки, что соответствует проявлению доверия к ребенку, стремления родителей встать на его сторону в спорных вопросах. Что касается шкал «Симбиоз» и «Авторитарная гиперсоциализация», то среднегрупповое значение этих родительских  отношений находится на уровне 39% и  62% соответственно, что характеризует низкую выраженность симбиотических отношений и среднюю выраженность авторитаризма в воспитании ребенка. Родительское отношение по шкале «Маленький неудачник» находится  на уровне 45,5%, что характеризует адекватному воспитанию родителями своего ребенка в соответствии с его возрастом.

Для выявлений различий влияния стилей родительского воспитания на готовность к школе детей младшего школьного возраста, выборка родителей и их детей была разделена на условные группы по критерию выраженного отношения «родитель-ребенок». Выраженным родительским отношением считалось то, значения которого превышали средневыборочные показатели, то есть более 75% по шкале «Кооперация», более 60% по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» и более 40% по шкале «Маленький неудачник».

В результате анализа частоты встречаемости стилей воспитания детей в семье, предпочитаемых родителями, вся выборка родителей и их детей была разделена на 4 условные группы: семьи (родители и их дети) с доминирующим стилем воспитания «Кооперация», семьи с доминирующим стилем воспитания «Авторитарная гиперсоциализация»  и  семьи  с  доминирующим  стилем  «Маленький  неудачник».  Четвертую  группу «Невыраженный стиль» составили семьи с одинаково выраженными стилями, не превышающими среднегрупповые показатели.

Далее проводилось исследование готовности детей младшего школьного возраста к школе в условных группах, выделенных на основании критерия стиля воспитания (отношение «ребенок-родитель») в их семье.

Сравнительный анализ показателей готовности к школе детей, чьи родители предпочитают стиль воспитания по типу «Кооперация», характеризуются довольно высокими показателями по шкале готовности (выше среднего), что значительно выше результатов детей других групп, и эти различия достоверно значимы.

У всех детей, чьи родители в процессе воспитания прибегают к стилю по типу «Авторитарная гиперсоциализация», а так же в семьях с явно не выраженным стилем воспитания, общий уровень готовности детей к школе примерно одинаков и соответствует диапазону среднего уровня (чуть ниже среднего и средний соответственно).

При этом дети, чьи родители предпочитают стиль воспитания по типу «Кооперация», отличаются довольно высокими (выше среднего) показателями готовности к школе по 4 субтестам «Фонематический слух», «Саморегуляция», «Словарное развитие», «Кратковременная память и умозаключения» (Рис.2). Вероятно, данный стиль родительского воспитания в большей степени способствует продуктивному общения родителей с детьми, передаче информации и опыта, формированию самостоятельности, критичности мышления и благоприятному развитию новообразований в дошкольном детстве.

В семьях с доминирующим стилем отношений по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» (более 60% от максимально выраженной оценки) дети, отличаются невысокими значениями показателей по субтестам «Саморегуляция» и «Кратковременная память и умозаключения».

В семьях с доминирующим стилем отношений по шкале «Маленький неудачник» дети, в целом характеризуются низкими значениями показателей по субтестам «Фонематический слух», «Саморегуляция» и «Кратковременная память и умозаключения», а так же невысокими по субтесту «Словарное развитие».

Что касается родителей с невыраженным стилем родительского отношения, то показатели готовности их детей к школе близки к показателям детей, воспитывающимся в семьях с доминирующим стилем родительского отношения по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» (средний уровень).

Выводы

Результаты корреляционного анализа стилей родительского воспитания детей младшего школьного возраста, их уровня готовности и адаптации к школьному обучению выявил, что во всех исследуемых группах существует:

Положительная взаимосвязь между выраженностью у родителей стиля воспитания «Кооперация» и уровнем готовности детей к школе (фонематический слух, копирование слов, словарь).

Отрицательная взаимосвязь между выраженностью у родителей стиля воспитания «Маленький неудачник» и уровнем готовности к школьному обучению (фонематический слух, словарь, кратковременная память и умозаключения).

Таким образом, особенности стиля родительского воспитания влияют на уровень школьной готовности детей к школе.

В результате проведенного эмпирического исследования выявлены различия во взаимосвязи стилей родительского воспитания и уровней готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста.

Полученные результаты представляют собой определенную теоретическую значимость, так как было исследовано влияние стиля родительского воспитания на структуру и уровень готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста.

Что касается практической значимости полученных результатов исследования, то они могут успешно использоваться для помощи родителям при подготовке к школе будущего первоклассника, а также при коррекционных мерах школьной успеваемости первоклассника.

 

Список литературы

1.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999.-360с.

2.      Зарянова Н.М. Интеллект и одаренность. Вклад наследственности и среды раннего детства. ( Реферат одноименной книги М.Стофера )// Шк. Здоровья. – 1995.-№.2.-С.122-135.

3.      Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

4.      Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мункоев А.К. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций/ Психологическая наука и образование. – 2000 №1

5.      Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 251

6.      Староверова, Т.И. Домашнее образование в России / Т.И. Староверова // Педагогика. - 2010. - № 7. - С.84-91

7.      Стренгберг Р. Психология практического интеллекта. – М., 2001. – 231 с.

8.      Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М.:Мысль,1987. 352с.

9.      Эйдемиллео Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999 – 652 с.