Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Важная задача общества – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, успешность которой во многом зависит от умения детей справляться со стрессовыми ситуациями. Стратегии совладающего со стрессом поведения или копинг-стратегии стали активно изучаться в психологии во второй половине 20 века.  Наиболее известными исследователями в этой области были Р. Лазарус (Richard S. Lazarus) и С. Фолкман (Susan Folkman) [6]. В современной психологии под копингом обычно понимаются произвольные и сознательные действия, направленные на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность.

Исследователи психических защит и  копинг-механизмов у детей  И.М. Никольская и  Р.М. Грановская [5] указывают, что для детей предпочитаемыми стратегиями совладания со стрессом являются эмоционально-ориентированные, направленные на устранение негативных эмоций, возникающих в стрессовой ситуации. Мальчики склонны использовать стратегии разрядки внутреннего напряжения путем агрессивного поведения. Девочки ориентированы на поиск эмоциональной поддержки и помощи другого лица для решения проблем. Также для детей характерны копинги: переключение на альтернативную деятельность, разрешение проблемной ситуации через активный действия, уход (дети стремятся к уединению).

В возрасте 10-11 лет у детей увеличивается способность использовать интеллектуальные копинг- стратегии, которые направлены на изменение субъективной оценки реальности. Это связано с совершенствованием словесно-логического мышления, с развитием мыслительной операции абстрагирования, улучшением критичности мышления.

В развитии копинг-стратегий, по данным А.Г. Илюхина, ключевыми возрастами являются 14-15 и 20- 22 года. Это объясняется тем, что в 14-15 лет происходит интенсивное развитие самосознания подростка, а в 20-22 года личность усваивает новые социальные роли в связи с изменением в социальных взаимоотношениях с людьми. В юношеском возрасте появляется способность управлять реакциями на стресс, структурировать свое окружение, прогнозировать долговременных последствия своих действий, осуществлять стратегическое планирование достижения жизненных целей, имея дело с локальными стрессами [4].

Исследование семейных копинг-стратегий в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, показало, что доминирующим является копинг, направленный на избегание решения проблемы, за счет социального отвлечения вне семейного круга. В семьях, воспитывающих условно здоровых детей, совладающее поведение направлено на: 1) решение задачи, или 2) эмоциональное реагирование, или 3) избегание решения проблемы [3].

Изучение копинг-стратегий и защитных механизмов у детей с двигательными нарушениями (7-10 лет) выявило, что дети с ДЦП более склонны к внутренней эмоциональной фиксации на фрустрирующем событии, чем их здоровые сверстники, а также обнаруживают тенденцию самообвинения в стрессовой ситуации. В отличие от них, детям без двигательных нарушений свойственна активная позиция в стрессовых ситуациях, они чаще демонстрируют агрессивные реакции, ищут причины происходящих событий во внешних обстоятельствах или людях [1].

Для      всех      младших     школьников      характерно     частое     использование     копинг-стратегии, ориентированной на избегание проблемы. Дети-инвалиды более склонны к использованию эмоционально- ориентированных копингов, а дети без двигательных нарушений чаще используют копинг «поиск социальной поддержки». Больные дети реже используют более активные копинги, предпочитая уединяться при возникновении сложной для них ситуации.

У здоровых детей, в отличие от детей с двигательными нарушениями, наблюдаются разнообразные способы совладающего поведения, тогда как репертуар наиболее часто используемых копинг-стратегий у детей с двигательными нарушениями достоверно ограничен. Причем формирование копинг-стратегий у здоровых детей и детей с компрессионными переломами связано в большей степени со вторичными защитными механизмами личности, а у детей с врожденной двигательной патологией – с первичными. В группе здоровых детей доминируют такие защитные механизмы, как компенсация, реактивные образования и замещение. В группе детей с врожденной двигательной патологией – вытеснение и проекция.

Дети без двигательных нарушений и дети с компрессионными переломам, в отличие от детей с врожденными формами двигательной патологии (церебральный паралич, сколиоз) отличаются большей активностью, а также обостренной потребностью в самостоятельности. Для детей с врожденными формами двигательных нарушений свойственно большее количество конфликтов, связанных с витальными потребностями.

Родители детей с ДЦП склонны к инфантилизации ребенка – они воспринимают ребенка беззащитным, неспособным, что в значительной степени затрудняет его самостоятельность, активность. Наблюдается тенденция к негативной оценке ребенка в целом, как меленького неудачника, что отражает искаженное восприятие родителями ребенка, недоучет его личностного и интеллектуального потенциал.

Исследование копинг-стратегий у подростков с двигательными нарушениями (ДЦП) показало, что по сравнению со сверстниками без двигательных нарушений, они достоверно чаще используют копинг «планирование решения проблемы», а подростки без двигательных нарушений – «поиск социальной поддержки» [2]. Также дети с ДЦП несколько чаще, чем их здоровые сверстники, используют копинги «самоконтроль», «положительная переоценка», «дистанцирование». Дети без двигательных нарушений чаще используют копинги: «бегство – избегание проблемы», «принятие ответственности», «конфронтация». Здоровые подростки примерно с одинаково высокой частотой в стрессовых ситуациях используют копинг «дистанцирование», «принятие ответственности» и «бегство – избегание».

Подростки с ДЦП чаще прибегают к различным ситуативно-специфическим стратегиям, из которых в качестве продуктивных можно отметить: планирование решения проблемы и самоконтроль, что, вероятно, связано с двигательными трудностями этих детей. В трудных ситуациях у подростков с ДЦП чаще возникают агрессивные или аутоагрессивные реакции,по сравнению со сверстниками без двигательных нарушений.

В целом, анализ научной литературы показывает, что онтогенетически первыми появляются эмоционально-ориентированные копинги, затем – копинг «поиск социальной поддержки», затем – в возрасте 14-15 лет – совершенствуются проблемно-ориентированные копинги.

Дети младшего школьного возраста с ДЦП, по сравнению со здоровыми  сверстниками, более склонны к застреванию на негативных эмоциях, к самообвинению, к уединению в стрессовой ситуации. Дети без двигательных нарушений чаще демонстрируют агрессивные реакции и чаще прибегают к копингу «поиск социальной поддержки». Для всех детей в этом возрасте доминирующей является стратегия «избегание проблемы». Репертуар используемых копингов шире у здоровых детей.

В подростковом возрасте картина несколько иная. Подростки с ДЦП чаще используют копинг «планирование решения проблемы», а подростки без двигательных нарушений – «поиск социальной поддержки». У детей-инвалидов чаще в подростковом возрасте чаще возникают агрессивные и аутоагрессивные реакции по сравнению со здоровыми сверстниками.

В целом, младшие школьники с ДЦП, по сравнению со здоровыми сверстниками, более склонны к застреванию на негативных эмоциях, к самообвинению, к уединению в стрессовой ситуации. Дети без двигательных нарушений чаще демонстрируют агрессивные реакции и чаще прибегают к копингу «поиск социальной поддержки». Для всех детей в этом возрасте доминирующей является стратегия «избегание проблемы». Подростки с ДЦП чаще используют копинг «планирование решения проблемы», а подростки без двигательных нарушений – «поиск социальной поддержки». У детей-инвалидов чаще в подростковом возрасте чаще возникают агрессивные и аутоагрессивные реакции по сравнению со здоровыми сверстниками. Репертуар используемых копингов шире у здоровых детей.

Список литературы

 

1.    Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. 18 с.

2.    Зайцева Е.С., Маракушина И.Г. Психологический анализ копинг-стратегий у подростков с детским церебральным  параличом  //  Современные  проблемы  науки  и   образования.  №   3.  2014.  URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 26.07.2017).

3.    Зуев К.Б. Структура совладающего поведения в семьях, воспитывающих детей-инвалидов // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26-28 сент. 2013 г.): в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2. С. 42-43.

4.    Илюхин А.Г. Копинг-стратегии: функционирование и развитие в онтогенезе // Развитие копинг-  стратегий у студентов в ситуациях интеллектуальных испытаний: дис. … кандидата психол. наук. Тамбов, 2011. С. 40-46.

5.    Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 c.

6.    Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. 446 p.