Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВНО НОВАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Развитие процессов модернизации образования, ведущими принципами которых является гуманизация и личностно-ориентированный подход, существенно меняет представление о цели и содержании внеурочной деятельности.

Современные педагогические представления опираются на прогрессивные идеи видных российских педагогов (К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Е.Н. Медынский), обогативших науку своими трудами по проблемам воспитания и развития школьников во внеурочной работе.

Так, Венцель К.Н. в Декларации прав ребенка (1917г.) определяет основополагающие условия организации внеурочной деятельности, которые можно назвать ведущими и в современных условиях:

-    каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий;

-   заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство;

 -     каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

В.П. Вахтеров рассматривает развитие личности ученика на основе осуществления его собственного стремления и права свободного выбора [3]. П.П. Блонский был убежден, что в образовании первостепенное значение принадлежит педагогическому обеспечению развития способности человека к умственному     самообразованию     и     нравственному     самоопределению.

Совершенно очевидно, что эти педагогические идеи и принципы нельзя игнорировать при разработке программ внеурочной работы, основное предназначение которой - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству [4].

Известные педагоги советского периода А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Е.Н. Медынский, разрабатывая теоретико-методологические аспекты образования и воспитания, внесли большой вклад в практику становления образования, развитие системы обучения и воспитания в советской школе. В это время были сформированы ведущие принципы воспитания советского школьника – высокая идеологизация и политизация воспитательной работы , в том числе, и внеклассной.

В более позднее время развитие проблемы содержания и организации обучения и воспитания школьников нашли отражение в работах видных ученых-педагогов, таких как Бабанский Ю.К., Верзилин Н.М., Загвязинский В.А., Пономарева И.Н., Сластенин В.А., Смирнов С.А., Тряпицына А.П. и другие. Учебно-воспитательный процесс рассматривался как единство взаимодополняющих организационных форм: урочной, внеурочной и внеклассной работы, которые отличались направленностью педагогических задач, степенью обязательности и регламентированием, уровнем самостоятельности учеников. Сложилась система внеклассной работы, были определены задачи и приоритетные направления, отвечающие общественным нравственным идеалам советского времени [2,6].

В методике обучения под внеклассной работой, как формой организации учебно-воспитательного процесса, понимается «деятельность, которая выполняется вне урока, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самостоятельности» [7, с.170]. Главной целью внеклассной работы является воспитание и всестороннее развитие школьников. Внеклассная работа предполагает совместную продуктивную деятельность педагога и школьников, развивает их взаимоуважение и взаимодоверие.

В определении содержания внеклассной работы ведущую роль играет возможность усвоения учащимися социального опыта и базовых ценностей. Кроме того, учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, актуальность проблемы, возрастные особенности детей.

В конце прошлого столетия с обозначением новой педагогической парадигмы стали меняться подходы к содержанию и организации образования [1]. Ориентация образования на развитие личности ребенка, на формирование готовности к успешному профессиональному и гражданскому самоопределению, в полной мере отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В новых образовательных стандартах, на основе системно - деятельностного подхода, обозначены условия успешной реализации образовательной программы:

формирование готовности к саморазвитию и самообразованию учащихся в течение всей жизни;

эффективное   проектирование     социальной  среды   для   воспитания  и развития учащихся;

развитие активности учащихся в учебно-познавательной сфере; проектирование          учебно-воспитательного          процесса с     учётом особенностей учащихся [10].

 В стандарте выделены основные организационные формы образовательного процесса, это урочная деятельность, внеурочная деятельность и самостоятельная работа учащихся.

Внеурочная деятельность представлена как значимое направление в работе образовательного учреждения, как обязательная составляющая образовательного процесса, которая реализуется в формах, отличных от урочных [10].

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6), ФГОС предполагает, что достижение планируемых результатов освоения основной образовательной    программы    образовательного    учреждения    возможно посредством    учебно-воспитательной   работы,   включающей    урочную   и внеурочную деятельность, представленную в Программе воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для всех уровней образования [9].

Разработка и логика построения Программы воспитания и социализации обучающихся. в образовательных учреждениях конкретизируются, концептуально и методически организуются на каждой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [5]. Программа включает в себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации школьников:

-     духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; 

-   социализация и профессиональная ориентация обучающихся; 

-         формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

Внеурочная работа организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), что позволяет реализовать основные ценностные ориентиры.

Таким образом, в ФГОС обозначена новая организационная форма образовательного процесса – внеурочная деятельность.

Как же она соотносится с представлениями традиционной методики обучения о формах организации учебного процесса? Рассмотрим сравнительные характеристики данных понятий.

    

   

Сравнивая внеурочную деятельность и внеклассную работу, можно сделать следующие выводы:

1.   Внеурочная деятельность представляет собой новую форму организации образовательного процесса.

2.            Основным отличием являются гуманистический личностно- деятельностный подход к содержанию и организации.

3.          Внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, направленной на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

4.      Ведущими методами внеурочной деятельности являются активные и интерактивные.

В то же время, следует отметить, что внеурочная деятельность и внеклассная работа имеют много общего. Это, прежде всего, направленность на воспитание и развитие личности обучаемых, создание условий для развития интересов и способностей школьников.

Организация внеурочной деятельности опирается на опыт традиционной методики, используя наряду с новыми педагогическими технологиями наиболее эффективные формы и методы, разработанные ведущими     педагогами – методистами.

Вот почему, внеурочная деятельность может рассматриваться как условно новая форма организации образовательного процесса, отвечающая запросам современного общества и государства.

 

Список литературы

 

 

1.        Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4. – С.34-39.

2.         Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений /Под   ред. О.Е.Лебедева. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

3.         Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование  детей:   Учеб.пособие   для   студ.   учреждений  сред.   проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

4.        Дополнительное и неформальное образование в Европе./ Под ред. Рене Кларийса. – Прага, 2005. – 137 с.

5.        Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. “Внеурочная деятельность учащихся” М.: Просвещение, 2011г.-96стр.;

6.        Красильникова О.А. “Организация внеклассной работы в школе” М.: Каро, 2008г.-176стр.;

7.        Михайлов, Л. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселева, О.Н. Русак и др. – М. : изд–во «Академия», 2009. – ISBN 978–5–7695–5358–5.

8.        Степанов П.В., Степанова И.В. “Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования” М.: Центр “Педагогический поиск”, 2011г.-96стр.

9.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

10.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.                      Утвержден приказом    Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897