13 февраля 2016г.
В современной высшей школе по направлению «Педагогическое образование» в качестве основного результата образования при реализации компетентностного подхода рассматривается формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики, которая проявляется в профессиональной деятельности. Важнейшим видом профессиональной деятельности будущего учителя математики, в процессе которой усваивается математическая теория, является решение задач. При решении различных видов задач по математике осуществляется активная учебно-профессиональная деятельность студентов педагогического направления по профилям «Математическое образование», «Математика и информатика» и др., в ходе которой они не просто усваивают учебный материал, а самостоятельно разрабатывают его. Особую роль при этом выполняют контекстные задачи.
Анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что над внедрением и разработкой контекстных задач в процесс обучения работали многие исследователи. В их трудах они имели следующие названия: витагенные, компетентностные, компетентностно-ориентированные, контекстные, межпредметные, практические, практико-ориентированные и ситуационные задачи.
Учитывая их целевое назначение в процессе обучения математике и опираясь на труды Л.О. Денищевой, Ю.А. Глазкова, К.А. Краснянской [2], результаты которых нашли отражение и в работе В.А. Далингера [1], будем использовать термин «контекстные задачи». Под контекстной задачей понимается задача мотивационного и прикладного характера, в условии которой приведена определенная жизненная ситуация, взаимосвязанная с имеющимся социокультурным опытом обучаемого. Контекстные задачи по математике, в особенности по математическому анализу, отражают сущность процессов, происходящих в природе, в обществе, в науке и на производстве.
Через решение контекстных задач по математике студент объясняет явления и процессы, используя формулы; устанавливает взаимодействие с объектами живой и неживой природы; приходит к пониманию необходимости разумного природопользования, к восхищению перед гармоничностью мироздания, к осознанию того, что в природе всѐ едино и невозможно существовать вне еѐ; умеет прогнозировать, проектировать и воплощать в жизнь определенные продуктивные планы. Кроме этого, студент, решая такие задачи, оценивает и себя как учителя (продумал ли ход правильного решения, нашел ли другие решения, увидел ли более рациональное решение, увидел ли ошибку, смог ли объяснить причину еѐ возникновения).
В контекстных задачах также отрабатывается профессиональная терминология учителя, например, уровень успеваемости и качества. При решении контекстных задач по математике студент педагогического вуза уже начинает сталкиваться с различными ситуациями, которые будут возникать в его будущей профессии учителя. Он оттачивает не только теоретические знания, но способы поведения в определенных педагогических ситуациях.
Контекстные задачи по математике как средство формирования профессиональной деятельности будущего учителя математики придают учению личностный смысл, создают интерес студента педагогического направления к содержанию образования.
Рассмотрим пример такой контекстной задачи по математическому анализу по теме «Предел числовой последовательности», которая классифицируется нами как профессиональная контекстная задача и проанализируем мотивы, роли субъекта, цели, потребности и результаты, возникающие при учебной деятельности студента педагогического направления профилей «Математическое образование», «Математика и информатика» и профессиональной деятельности будущего учителя математики.
Задача.
Приведены две работы учеников, обучающихся в классе с углубленным изучением математики: Работа ученика А:
Проанализировать работы учеников и сделать вывод?
При решении такой задачи преподавателем вуза проверяется: овладение приемами решения пределов (знание теоретического материала), умение сделать вывод и анализ приведенных решений (представить себя учителем математики): в решении первого ученика аналогия не применима; в решении второго ученика вынесение n в числителе за скобки, а затем сокращение тоже не верно. При решении третьего предела нужно увидеть, что в числителе задана арифметическая прогрессия, и используя формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии, решить заданный предел.
В ходе решения такой профессиональной контекстной задачи по математическому анализу происходит трансформация учебной деятельности студента педагогического направления профилей «Математическое образование», «Математика и информатика» в профессиональную будущего учителя математики с постепенной сменой учебных целей, мотивов, интересов, потребностей, средств и результатов на профессиональные (Табл.1).
Таблица 1 Учебная деятельность студента педагогического направления и профессиональная деятельность будущего учителя математики при решении контекстной задачи
|
Учебная деятельность студента педагогического
направления
|
Профессиональная деятельность будущего
учителя математики
|
Мотив
|
получить хорошую оценку
|
найти правильное решение, объяснить
почему решение правильное или неправильное, не ошибиться
|
Роль
|
студент
|
учитель
|
Цель
|
решить задачу
|
проанализировать решение и оценить
|
Потребность
|
решать
|
решать, анализировать, интересоваться,
быть «почемучкой»
|
Результат
|
решение
|
правильное решение + анализ
|
Помимо профессиональных контекстных задач, выделены, основываясь на труды Л.В. Павловой [3], предметные, межпредметные и практические контекстные задачи.
В процессе обучения все виды контекстные задачи по математике передают накопленный предшествующими поколениями социальный опыт, основными элементами которого являются: знания о природе и обществе; жизненный и педагогический опыт; отношение к миру и друг к другу, нормы воспитания.
Итак, контекстные задачи по математике в учебном процессе студентов педагогического направления используются не только в качестве теоретической материала с целью его закрепления, но и способны выступать в виде средства оценки общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально- прикладных компетенций и формирования профессиональной деятельности будущего учителя математики, реализовывать внутрипредметные и межпредметные связи, играть роль пропедевтического средства, способны ставить проблемы.
Список литературы
1. Далингер, В.А. Контекстные задачи как средство реализации прикладной направленности школьного курса математики [Электронный ресурс] / В.А. Далингер // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №10 Режим доступа: http://www.rae.ru/upfs/?article_id=4084&op=show_article§ion=content
2. Денищева, Л.О. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская // Математика в школе. – 2008. – №6. – С.19-30.
3. Павлова, Л.В. Компетентностные задачи как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя математики: дис. … канд. пед. наук:13.00.02 / Павлова Лидия Васильевна. – Псков, 2010.–195 с.