Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВНУТРИ СЕМЬИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Семейное воспитание является составной частью сложной системы формирования личности человека.

Анализ семейных отношений в психолого-педагогической литературе позволяет сделать вывод о незаменимой роли взрослого в развитии личности ребенка и становление его психических функций. На формирование психики личности ребёнка оказывают влияние следующие факторы: личность родителя, социокультурное окружение, особенности контакта ребенка с матерью, активность самого ребенка.

Особое внимание уделяется изучению родительского отношения к старшему дошкольнику, так как в этом возрасте происходят принципиально новые достижения в развитии личности ребенка:

1. формируется волевая саморегуляция поведения,

 2. произвольная деятельность,

 3. готовность к систематическому обучению,

 4. самооценка личности.

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими родственниками, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками (В.С.Мухина)[3].

Большинство исследователей указывают на взаимосвязь типов родительского воспитания и структуры самосознания личности старшего дошкольника:

положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная функция в семье отличается следующими особенностями: родители высоко принимают ребенка;

для родительской позиции характерны направленность на сотрудничество, демократичность в общении с детьми;

неблагоприятны для развития отношения к себе следующие факторы: неприятие ребенка и критичность по отношению к нему; повышенная авторитарность матери и отца, или хотя бы одного из родителей)[3].

Российские педагоги, исследуя воспитательные стратегии родителей как компоненты эмоционального самочувствия дошкольников в семье, приходят к выводу, что при воспитании детей дошкольного возраста родители реализуют воспитательный комплекс, сочетающий целевые, исполнительные и контролирующие аспекты родительского поведения: мать реализует "феминнуго" стратегию (воспитание таких качеств, как аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, милосердие), а отец - "мускулинную" стратегию (формирование волевых и физических качеств, развитие способности к интеграции в обществе).

Таким образом, можно отметить значимость влияния родительского воспитания на особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников: рисунки мальчиков из неполных семей отражают менее благоприятное эмоциональное самочувствие в своей семье, чем мальчики из полных семей, тогда как показатели девочек из неполных семей в большинстве случаев достаточно близки к соответствующим данным их ровесниц из полных семей.

В психолого-педагогических исследованиях всесторонне изучаются психолого-педагогические конфликты дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения (А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, Е.Т.Соколова, М.И.Лисина, И.В.Дубровина). Выводы показывают, что конфликты дошкольников с родителями наиболее часто возникают при таких типах родительских отношений, как "отвержение", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник"[4, с.75]. А.С. Спиваковская для анализа детско-родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально- ценностного отношения к элементам данной ситуации.

Для ребенка очень важным является постоянное общение с родителями. М.И. Лисина отмечает, что «значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно- исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта»[2, c.29].

Современная социально-экономическая ситуация в России, требует изучения влияния социальных факторов в формировании личности ребенка.

Анализ научных работ Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкис, Ю.Е.Алешиной, Т.М.Мишиной, Е.В.Веревкиной выявил, что дошкольники из семей с низким и высоким социально-экономическим статусом различаются характером взаимоотношений в семье. В исследованиях выявлено, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом по сравнению с детьми из семей с высоким социально-экономическим статусом имеют большее количество эмоционально-значимых контактов. Доказана зависимость социально- экономического статуса семьи и таких качеств личности ребенка, как тревожность, самооценка. Так же на уровень самооценки дошкольников существенное влияние оказывает пол ребенка: самооценка девочек в целом достоверно выше, чем самооценка мальчиков.

Таким образом, анализ отношений внутри семьи дошкольников в современных педагогических исследованиях позволяет сделать следующие выводы:

1.    Различные типы родительского отношения оказывают влияние на развитие психики ребенка.

2.    Положительное отношение к себе старшего дошкольника развивается в том случае, когда воспитательная ситуация в семье отличается следующими признаками: родители высоко принимают ребенка, хорошо знают и понимают его; для родительской позиции характерны направленность на сотрудничество, демократичность в общении с ребенком.

3.    Неблагоприятны для развития личности ребенка дошкольного возраста следующие факторы: неприятие ребенка и критичность по отношению к нему; повышенная авторитарность матери или отца, или хотя бы одного из родителей.

4.    Несмотря на огромный материал, посвященный детско-родительским отношениям, не ясным пока остается вопрос о том, что оказывает наибольшее влияние на ребенка - эмоциональное отношение к нему или способ обращения с ним. Описывая влияние стиля воспитания на психическое развитие ребенка, исследователи обычно указывают на эмоциональную сторону отношений (отвержение, любовь), поведенческую (гиперопека, сверхконтроль).

5.    Исследуя детско-родительские отношения, авторы анализируют стили воспитания, типы родительского отношения, где объектом исследования выступают как правило родители. Используется разнообразный психологический инструментарий, направленный на диагностику отношения родителей к своему ребенку, выявление представлений родителей о ребенке (адекватные и неадекватные), исследуются свойства и характеристики родительский позиций к ребенку.

6.    Недостаточно изучено влияние целостной семейной структуры, вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения, где он становится частью общей семейной ситуации, так как наиболее изученными являются отношение матери к ребенку.

Список литературы:

 

 

1.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. –320 с.

2. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина – М: Педагогика, 1986 – 144 с.

3   Мухина,   В.С.   Как                быть             родителями,   психология  дошкольника     / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

4    Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) М.: Издательство МГУ,1988 – 187 с.