Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Главное назначение общего образования - реализация задачи всестороннего развития всех духовных сил, данных человеку. В образовательно-воспитательном процессе необходимо уделять равное внимание развитию всех сторон личности учащегося. В школе одинаково важны все формы развития: умственного, эстетического и нравственного.

К числу наиболее действенных средств эстетического воспитания и развития детей относится искусство. Роль его в общеобразовательной школе недооценивается и занимает незначительное место, рассматривается как нечто «придаточное», необязательное. Необходимо отметить педагогическую важность искусства, а также значимость художественного образования в воспитании современного школьника.

Значимость искусства заключается в содержащемся в нём потенциале позитивного влияния на все сферы духовного мира людей, способность содействовать духовному росту подрастающего поколения. В общеобразовательных школах, особенно на начальной ступени, преподавание хорового пения эстетически развивает учащихся, доставляет им радость и удовольствие. Обучение хоровому пению способствует развитию голоса, музыкальных способностей учащихся, без чего невозможно общение с музыкальным искусством.

В наш век технического прогресса, связанного с компьютеризацией, автоматизацией современный школьник концентрирует внимание на познавательном, интеллектуальном аспекте развития своей личности. При необычайной загруженности школьника, возникает проблема дефицита общения между людьми, нехватка времени и желания проникнуться радостью и болью другого человека. Развитие науки и техники не гарантирует счастливого будущего для человечества. Это позволяет предположить, что нравственность выступает одним из важных компонентов регуляции отношений между людьми. Поэтому обращение в настоящее время к идеям нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно актуально.

В современном мире человечество нуждается в постоянном этическом размышлении, в нравственной рефлексии, в осознании того, что происходит с людьми, их чувствами, идеалами, поступками. В этих условиях педагогу нужно приложить усилие для пробуждения и развития у школьников таких чувств как сострадание, взаимовыручка, взаимопомощь, столь необходимые человеку наших дней.

Российской педагогической наукой накоплено достаточное количество теорий и технологий для достижения новых целей образования. В программах предлагается иное содержание, иные подходы. Всё чаще современный учитель, делая собственный выбор в широком спектре инновационных методологий, обращается в своей педагогической деятельности к духовно-нравственным идеям, отказываясь от авторитарной позиции и приходя к педагогике диалога и сотрудничества.

Каждое новое поколение сталкивается с новыми проблемами. От учителя требуется особая глубина и тонкость  педагогического  мастерства,  необычайная  чуткость,  умение  сориентироваться  в  современной обстановке. Настало время дать возможность ученикам свободно выражать свои мысли, проявлять творчество, инициативу.

Сегодня задача духовно-нравственного становления личности учащихся выступает как приоритетная для всех сфер общего и художественного (в том числе музыкального) образования.

Музыка, как особый вид искусства, всегда связана с внутренним миром человека. Она обогащает его мировоззрение, побуждает к активной творческой деятельности. Эти воспитательные возможности музыки приобретает особую актуальность и значимость в духовно-нравственном становлении учащихся.

Важнейшей жизненной сферой школьников является общение со сверстниками. Потребность в нём достаточно глубока. Через общение дети познают других людей и самого себя. Хоровое пение, как коллективный вид деятельности, содержит в себе большие воспитательные возможности, вызывая у поющих активный отклик на те чувства, которые оно выражает.

Певческая культура, как часть обширного понятия музыкально-хоровой культуры располагает мощным потенциалом в передаче эмоционально-нравтвенного опыта окружающей нас действительности. Через пение происходит познание жизненных явлений, накопленных многими поколениями, воспитывается эмоциональная культура на генетическом уровне.

Являясь самой демократичной и доступной формой музицирования, хоровое пение даёт возможность приобщить близких по духу людей к творчеству. Пережитые эмоциональные состояния во время пения оставляют след в эмоциональной памяти учащегося, помогают проникнуться чувством любви к людям, к своему народу, к своей Родине.

Положительные эмоции, возникающие во время хоровых занятий, создают условия не только для полноценного вокального развития учащихся, но и для оздоровления их душевного состояния. Коллектив – могучий резонатор  эмоционального состояния личности: под влиянием  коллективных переживаний человек чувствует себя сильнее, чем наедине с собой. Внутри коллективные отношения обладают силой воспитательного воздействия на нравственное и эстетическое развитие личности. Это переживание себя среди своих сверстников, стремление занять желаемое положение среди них является мощным стимулом формирования нравственного облика учащегося.

Правильно поставленное художественное образование оказывает большое воздействие на духовное развитие подрастающего поколения. Ведущее место на начальном этапе воспитания детей должно принадлежать фольклору, прежде всего песенному творчеству своего народа. Обучение пению необходимо сделать привлекательным и интересным для учащихся. Этого можно достичь, если строить обучение на увлекательном и посильном для учащихся певческом материале, постоянно отмечать успехи учащихся, поддерживать в  них уверенность в собственных силах, раскрывать перед ними практическую значимость приобретённых на уроках пения музыкальных познаний.

Музыкальное образование учащихся общеобразовательных школ через обучение хоровому пению – многовековая отечественная традиция, которую следует бережно сохранять и развивать. Содержание музыкального обучения учащихся не должно сводиться к ознакомлению их нотной грамоты. Учащихся следует вводить в различные области музыкального искусства, знакомить их с русскими народными песнями, фольклором других народов, православной духовной музыкой, светскими сочинениями отечественных и зарубежных композиторов.

Школьные учебные музыкальные занятия должны дополняться разнообразными формами внеучебной музыкально-просветительской работы: устройством для учащихся концертов профессиональных музыкантов, организацией посещения спектаклей в музыкальных театрах.

Музыкальное образование в школе должно осуществляться компетентными специалистами, обладающими широкой гуманитарной культурой, разносторонней музыкальной образованностью, педагогической эрудицией. Несмотря на коллективный характер хоровой деятельности, очень важно педагогу в своей работе опираться на принципы личностно-ориентированной методологии. Каждый ученик представляет собой неповторимую личность.

Задача хормейстера состоит в том, чтобы пробудить духовно-нравственную  потребность учащихся к музыке, превратив хоровое искусство в великую силу, способную возвысить духовную жизнь человека.

 

Список литературы

1.      Адищев В.И. Теоретические основы музыкального образования в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. ПГГПУ. М.: ТЦ Сфера, 2003. 116 с.

2.      Альбрехт Е.К. О рациональном преподавании пения и музыки в школах // Педагогический сборник. 1870. № 11.

3.      Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века, сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.

4.      Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании Избранные педагогические сочинения / сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1982.

5.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Учительская газета. 2002. №31.

6.      Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание//Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1984.

7.      Степанова        Л.А.         П.Ф.          Каптерев:        психолого-педагогические        проблемы         эстетического воспитания//Педагогика. 1999. № 6.

8.      Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 200 с.