Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ К УРОКАМ ФИЗИКИ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Каким должен быть урок в современной школе? Какие коррективы технологии XXI века вносят в методологию построения урока? Каким образом правильно сочетать инвариативный и модульный блоки образовательной программы? Эти и многие другие вопросы волнуют преподавателей средней и старшей школы на протяжении последних лет. В рамках данной статьи попробуем представить наши решения вышеозначенных проблемных зон.

Базисные принципы образовательной деятельности остаются неизменными уже на протяжении многих лет. Вместе с тем, развиваясь на фоне широкого круга педагогических проблем, урок выдвигается в центр дидактических исследований. Теория урока приобретает методологическое значение, оказывая, в свою очередь, глубокое влияние  на  разработку проблем психологии, педагогики, дидактики и методик обучения.  Однако, современная жизнь вносит коррективы в методологию преподавательской деятельности. Учебный процесс становится немыслим без использования различных информационно-коммуникационных технологий: интернет, мультимедийные и сетецентрические технологии, автоматизация экспериментальных установок, создание автономных каллобораций учащихся.

Современный образовательный процесс должен отвечать нескольким ключевым критериям:

· Модульность – материалы для изучения предлагаются в виде модулей, что позволяет обучаемому генерировать траекторию своего обучения в соответствии со своими запросами и потенциальными возможностями;

· Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса;

· Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации;

· Доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать в образовательных потребностях население страны.

Что касается непосредственно преподавания физики – обилие различных учебников, задачников и учебных пособий позволяет реализовать разнообразные, но, к сожалению, не всегда удачные варианты распределения образовательной программы, которые часто называются «авторскими».

Сокращение числа часов изучения предмета до 2-х часов в неделю нанесло чувствительный удар по условиям усвоения предмета и существенному усложнению работы учителя физики.

Таким образом, одним из основополагающих инструментов проведения урока в современной школе стала мультимедийная презентация (интерактивный плакат). В рамках данной статьи будет рассмотрена методология применения презентационных материалов при проведении уроков физики (лекционных и семинарских занятий) в средней и старшей школе.

1.   Презентация как важный метод усвоения материала

Физика является одним из основополагающих, но, вместе с тем, достаточно сложным, предметов школьной программы, требующим точного знания всех законов и формул. Разобраться во многих из них самостоятельно, опираясь только на учебник, прослушанный урок в условиях ограниченного времени практически невозможно. Для нивелирования данной проблемы при подготовке к уроку важно пользоваться не только учебными материалами, но и дополнительными источниками, например, мультимедийными презентациями.

Мультимедийные презентации состоят из нескольких слайдов на определенную тему, сделанных в стандартных программах ПК. Для их воспроизведения нужен только стационарный компьютер или ноутбук и, обязательно, проектор или интерактивная доска для демонстрации презентации всей аудитории.

Каковы же положительные моменты от использования презентаций на уроках? Во-первых, они имеют краткую четкую структуру, благодаря которой школьник понимает  весь представленный материал по конкретному разделу. Во-вторых, у учителя есть возможность сочетать в презентации материалы как из учебника и задачника, так и методические указания, необходимые по его мнению для более качественного восприятия информации. Изучение сущности физических процессов, к примеру, легче проходит с использованием специальных эффектов: картинок, анимаций или видеозаписей. Сами же материалы презентаций довольно легко редактируются и могут быть дополнены или изменены в соответствии с актуальными педагогическими разработками.

Следует помнить, что мультимедийные презентации не являются единственным источником информации во время урока. Учитель может давать комментарии по ходу презентации, одновременно контролируя работу каждого учащегося, а также, при необходимости, пояснять представленный материал «мелом на доске».

2.   Структура презентационных материалов

Презентация позволяет делать ее структуру модульной, таким образом можно разделять представляемую информацию по нескольким блокам. Данное деление проводится на усмотрение преподавателя, но наш коллектив авторов рекомендует акцентировать внимание на следующих разделах: теоретический блок, который возможно совмещать с описанием и результатами экспериментальных исследований, примеры решения опорных задач, задачи для решения на уроке с ключевыми рекомендациями, заключительный слайд с основными выводами для закрепления пройденного материала.

Подача учебного материала в таком виде сокращает время обучения, дает возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, позволяет формировать коммуникативную компетентность учащихся.

Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание или др.

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями на доске.

3.   Технология создания презентационных материалов

Первым делом проводится накопление информационной базы, которая является естественной потребностью для любого учителя. База формируется по разделам предмета физики. Например, механические явления, тепловые явления, электрические явления и т.д. Вся информация распределяется по классам с учетом программ и уровня сложности. В качестве наполнения в нее входят учебные и календарные планы, методические указания по курсу из органов управления образованием, сборник видеоклипов, сборник анимационных картинок, сборник рисунков, сборник презентаций. Полезно также иметь в базе тексты стандартных учебников, задачников, а также учебных пособий, связанных с решением задач, тестами и т.п.

Создание презентации начинается с продумывания ее концепции. Не стоит забывать, что презентация – это всего лишь часть урока (не более 20 минут), и она не заменяет, а сопровождает выступление учителя.

На этом этапе важно поставить цель подготавливаемой презентации, а также учесть специфику, особенности и уровень знаний учащихся. Важно спланировать теоретическую часть и ее содержание, а уже потом –    сопровождение мультимедийными элементами. Далее нужно подготовить одну - две задачи для подробного и полного решения и полностью продумать методику их решения и ее представление.

Теперь можно перейти к созданию слайда. Здесь, особый акцент хотелось бы сделать на представление векторных данных. Важно векторы, относящиеся к различным «семействам» – силы, скорости, перемещения – формировать не только различным цветом, но и формой. Причем группировку следует производить так же в пределах своего «семейства».

На Рисунке 1 показан слайд на тему «Устойчивость равновесия при плавании», сформированный с учет всех описанных ранее замечаний.


Особо следует подчеркнуть роль GIF-анимаций – динамичных рисунков, позволяющих продемонстрировать картинку в движении. Они создаются с помощью фигур или изображений, изменяющих свое положение или положение своих частей в пространстве. Таким образом, набирается от 10 до 20 фигур, которые с помощью программы Easy GIF Animator создают подвижный рисунок. Рисунок может повторяться непрерывно или проходить однократно. На Рисунке 2 показан фрагмент подобной анимации, посвященной процессу поступательного и вращательного движений кабины колеса обозрения.

Вместе с тем, не следует перегружать презентацию спецэффектами – большим количеством мультимедийных, световых и звуковых эффектов – это сильно отвлекает внимание от усвоения законов физики и их понимания.

1.   Презентационные материалы по методике решения задач


После представления и обсуждения одного - двух слайдов с теоретической частью темы приступаем к решению и разбору конкретной задачи. Условие задачи воспроизводится полностью как текст и рисунок (график), если таковой присутствует.

Формирование слайда с разобранной задачей начинается с написания краткого ее условия, которое предполагает перевод всех известных данных задачи в систему СИ, исключение сокращений дольных и кратных единиц и восстановление степеней. На Рисунке 3 приведен пример такой записи.

Если же решение задачи невозможно без графического сопровождения, то создается изображение, на котором обязательны: введение координатных осей, обозначение известных размеров, углов и т.п. На нем так же предлагается изобразить силы, действующие на элементы с учетом вышерассмотренных рекомендаций. Пример грамотно построенного изображения по теме «Динамика прямолинейного движения» приведен на Рисунке 4.


Следующим шагом является запись основных уравнений, основу для которых составляет теоретический материал предыдущих слайдов с комментариями учителя, с последующим их решением в «буквенном» виде. Дело в том, что аналитический вид решения позволяет получать численные значения результата при различных численных исходных данных, не требуя повторного решения задачи.

Необходимо также отметить, что результаты каждого из перечисленных этапов решения задачи появляются на слайде только после того, как большинство учащихся выполнит (пусть и неправильно) эту работу. Следовательно, важно чтобы появление каждого фрагмента слайда сопровождается разъяснениями со стороны учителя.

Заключительным этапом решения является получение численного ответа, предусматривающего подстановку известных данных в аналитическую формулу решения. При этом обозначения физических величин не проставляются, а полученному численному значению приписывается соответствующее обозначение физической величины в системе СИ.

Пример завершенного по всем приведенным выше критериям слайда представлен на Рисунке 5.


В заключении хочется отметить, что на текущий момент уже трудно представить демонстрацию чего-либо или обучение без использования презентации. И это неслучайно, поскольку известно, что человек способен усваивать примерно 10-70% услышанного материала, 20-72% увиденного, и 65-85% одновременно увиденного и услышанного. Презентации стали незаменимы в разных сферах деятельности людей: дизайне, маркетинге, педагогике, экономике, инженерии.

Сейчас глобальное информационное пространство наполнено различного рода презентациями, в том числе по физике. Однако, к сожалению, подавляющее большинство из них под действием моды и обилия информации слишком пересыщены мультимедийными эффектами, больше содержащими развлекательный, а не обучающий момент. С этой точки зрения, наш коллектив авторов советует придерживаться такого мнения: «Физика – наука строгая и не терпит фривольности и грубых приближений!».

 

Список литературы

1.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [http://school-collection.edu.ru];

2.      Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т.Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. - №3.– с. 345-347.