13 февраля 2016г.
Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно- воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. [1]
Суть исламской культуры во многом выражена в традиции передачи нравственных и этических норм из поколения в поколение, преемственности поколений в вопросах воспитания. Необходимо вести беседу об объединяющей роли праздников в жизни людей и о праздниках вообще: государственных, личных, семейных и религиозных. Конечно, учащимся в первую очередь будет интересна и понятна обрядовая сторона: ритуалы, связанные с праздником, праздничные угощения, традиционные подарки и пожелания. Однако следует обратить внимание на религиозный смысл праздников, на их связь с историей ислама, какое место в праздничном ритуале отводится детям, и на то, что все исламские праздники-праздники семейные, они объединяют и сплачивают близких людей, предоставляют им возможность общения не только на бытовой основе, но и на основе общих духовных ценностей, уважения к своей истории и традициям.
Задачами курса «Основами исламской культуры» являются: обучение и воспитание на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;формирование культуры личности, развитие их социальных, нравственных и эстетических качеств, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие представлений о социокультурных ценностях народов, о традициях и праздниках.
Можно разделить класс на четыре группы, каждая из которых готовит рассказ об одном из праздников ( Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй, Навруз) по плану, составленному вместе с учащимися и записанному на доске. Рассказ может сопровождаться работой с иллюстративным материалом. Распределить, о каком празднике будет рассказывать группа , можно с помощью жребия (представители каждой группы вытягивают карточки с названиями праздников или изображением их символов). Группа, которая будет рассказывать про Сабантуй, должна будет воспользоваться словарем, узнав из статьи об истории этого праздника и происхождения его названия (словарная работа).
Также курс «Основы ислама» направлен на формирование представлений учащихся о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве, вклад в историю и культуру которого вносят все народы , вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Школьникам можно предложить найти в словаре объяснение традиционного мусульманского приветствия «Салям алейкум!». Учитель может использовать не только иллюстративный и текстовой материал, но и по возможности дополнить богатым видеорядом, чтобы у учащихся визуализировались представления о том, какие памятники исламской культуры существуют на территории России, какие выдающиеся мусульмане внесли и продолжают вносить свой вклад в различные области жизни нашей страны.
С точки зрения воспитательных задач курса наибольшее внимание следует обратить на понимание учащимися этических представлений , знаний об общечеловеческих законах совместного проживания и общения людей применительно к их личному опыту и повседневной жизни. Центральной и немаловажной является тема диалога культур и религий, необходимого для укрепления взаимопонимания между людьми и разрешения многих конфликтов, возникающих в современном мире вообще и в нашей стране в частности.
К внеурочной деятельности можно отнести : посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных Великой Отечественной войне; чтение текста, работу с иллюстративным материалом, поиск ответов на поставленные вопросы; творческую работу, например, изготовление кукол; мини-интервью, например»Какой будет моя семья, когда я вырасту»; написание сочинений, например, »Моя семья-это...»; мини-спектакль, например,» Мальчик и воры»(при этом необходимо продумать костюмы, декорации, разучить слова, провести репетиции) и т.д.
Также можно отнести работу с понятиями, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц; разгадывание кроссвордов, презентацию с фотографиями, просмотр мультфильмов, прослушивание песен (например»Урал- батыр»),посещение мечети, рисование мечети и написание эссе.
В течение всего изучения курса в качестве наглядного материала можно предложить таблицу, заранее подготовленную в виде мультимедийной презентации (с соответствующими иллюстрациями) или нарисованную на доске.
Таблица 1
Религиозная культура
Религиозные тексты
|
Религиозное искусство
|
Религиозные практики
|
Священные книги
|
Архитектура
|
Богослужения
|
Молитвы
|
Музыка
|
Обряды
|
Законы
|
Живопись
|
Религиозные практики
|
Декоративно-прикладное
искусство
|
Религиозная и светская культура ,основные ценности человечества представлены в материале курса «Основы исламской культуры» не только через высокие идеи ,но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и есть реальная жизнь представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать эту культуру. Большое внимание уделяется жизни и быта, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, словесными формами, образом жизни, повседневным поведением, т.е. течением жизни в ее реально-практических формах. [1,82]
Тема благотворительности, помощи нуждающимся, сострадания к терпящим невзгоды и бедствия, воспитания «рефлекса благотворительности» в детях- еще одна тема, объединяющая различные религиозные культуры. Учитель может попросить детей оценить классный час по системе, принятой в классе (смайлики, цветные карточки, блиц-интервью и т.д.)
Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Диалог различных культур ставит проблему поиска общечеловеческих оснований для взаимопонимания. Жизнь человека в новом мире требует постоянного поиска, согласия. Назрела необходимость научить детей соприкасаться с различными традициями и системами ценностей, не отторгать их, проявлять к ним уважение и понимание, и в то же время оставаться на почве культурных традиций своего народа. Духовно-нравственное воспитание необходимо школьникам младших классов, чтобы сформировать у них те ценности, на которые они в своей жизни будут ориентироваться. Важно помочь им расставить ориентиры и приоритеты, которыми они будут руководствоваться.
Положительным результатом курса является подведение учащихся к выводу о том, что все религиозные культуры многое объединяет: общечеловеческие ценности, представления о достойной жизни, понимание таких категорий, как красота, доброта, милосердие, уважение. Курс актуализирует знания учащихся о красоте традиций и их необходимости для укрепления семьи и воспитания детей в соответствии с основополагающими для исламской культуры ценностями.
Динамику духовного совершенствования школьников мы видим в умении личности выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми по высшим ценностным критериям добра, любви и красоты, а также в умении быть ответственным в поступках и деятельности.[2]
Список литературы
1. Емельянова Т.В., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д.»Основы исламской культуры»,методическое пособие к учебнику Амирова Р.Б., Насртдиновой Ю.А.4класс,М.-Дрофа,2013, 270 стр.
2. Шапошникова Т.Д., Емельянова Т.В., Савченко К.В.»Основы исламской культуры».Методическое пособие.4 класс.-М.:Дрофа,2013.-270с.