Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ШКОЛЬНИКАМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Одной из значимых тенденций нашего времени является признание важности человеческой личности и учет личностных качеств в различных сферах деятельности.

В педагогических науках данная проблема уже давно разрабатывается в рамках индивидуального подхода в обучении, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанной выше тенденцией. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон личности, таких как интересы, способности и опыта, особенности памяти, мышления и воображения, в том числе должны учитываться темпераментальные особенностей, знание которых может помочь в учебно-воспитательной работе.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, сложности, возникающие в учебной деятельности, и их причины, а так же дает возможность варьировать приемами воспитательных действий.

Темперамент, или тип высшей нервной деятельности (ВНД) «совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности» [1, с.156]. От него зависит: интенсивность, скорость возникновения и устойчивость психических процессов; темп и ритм деятельности. Традиционно в психологических науках выделяют 4 основных типа ВНД: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Психологическая характеристика типов темперамента. Особенности учебной деятельности школьников 1)Сангвиник

Энергичный и работоспособный. Он активно принимает участие в работе на уроке и может долго работать в напряженной обстановке, не утомляясь, однако  при условии, что  деятельность его  будет разнообразна и интересна. В  противном  случае сангвиник  устает и  начнет отвлекаться на разговоры с одноклассниками  и посторонние дела. Сангвиник обладает хорошей стрессоустойчивостью, его не сбивают с толка неожиданные вопросы учителя, быстрый темп работы и новизна заданий, в любой ситуации он способен хорошо справиться с задачей. Благодаря подвижной нервной системе, ученики с данным типом темперамента способны быстро сосредоточиваться, быстро включаться в новую работу и распределять свое внимание, например, воспринимать новый материал и параллельно отвечать на вопросы учителя или слушать вопрос собеседника и одновременно продумывать свой ответ. Сангвиник легко привыкает ко всему новому: малознакомым людям, к неожиданным требованиям и непривычной обстановке, он открыт внешнему миру. Наличие данных качеств способствует легкому освоению иностранных языков, а именно научению вести коммуникацию на иностранном языке. Для ученика – сангвиника не представляет труда первым вступить в общение, он способен не только воспроизводить по шаблону заученные фразы, но и вести коммуникацию в соответствии с условиями, в которых он находится.

2)Холерик

Человек, нервная система которого характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением. Он приступает к делу с полной отдачей и склонен преувеличивать свои возможности, поэтому постепенно его энтузиазм иссякает, и у него пропадает желание и силы доводить начатое до конца. Во всех своих действиях и поступках холерик проявляет нетерпение и порывистость, поэтому часто принимается за задание, не дослушав указания учителя, и стремится приступить к практике, не изучив основательно теорию. Однако подвижность нервной системы способствует тому, что холерик довольно быстро усваивает новый материал, быстро выполняет требуемые задания и мгновенно отвечает на вопросы. Холерик является экстравертом – он легко вступает в коммуникацию, охотно делится своими мыслями с окружающими, потому на уроках ИЯ чувствует себя комфортно и работает активно, однако может проявлять нетерпеливость и перебивать своих одноклассников.

5)Флегматик

Человек, реагирующий на внешние раздражители спокойно и медленно, тяжело привыкающий к новым условиям. Способен напряженно работать и учиться в любой, даже сильно отвлекающей, обстановке. Благодаря балансу процессов раздражения и торможения, человек с данным типом темперамента всегда спокоен и уравновешен, отличается терпеливостью и самообладанием. У флегматика инертная нервная система, поэтому он испытывает трудности с переключением внимания. Он медленно привыкает к новым людям, не сразу вступает в контакт с ними, боится проявить инициативу в общении. Будучи интровертом, не очень любит делиться своими мыслями, как в жизни, так и на уроках. При возникновении неприятности он зачастую остается внешне спокойным, и кажется, что совершенно равнодушно воспринимает критику. Когда же энергия неудовольствия достигает определенного предела, происходит эмоциональный «взрыв».

4)Меланхолик

Человек со слабой нервной системой; по этому признаку нервной системы его можно противопоставить остальным трем типам. Ребенок с данным типом нервной системы чаще всего осторожный, послушный и очень впечатлительный. Непривычная среда, повышенное внимание окружающих оказывает на него сильное психическое давление. В таких условиях он может начинать теряться, ему трудно найти нужные слова, ответить на вопросы и выполнить простейшие просьбы. Из-за своей повышенной чувствительности ученик со слабой нервной системой отличается особой уязвимостью, и порой даже вполне нейтральную реплику может воспринять как критику в свой адрес. Чаще всего меланхоликам не хватает уверенности в себе, они боятся неудач, боятся сделать ошибку. Вследствие этих страхов их путь к успеху может быть значительно осложнен, в том числе в таком предмете, как ИЯ, ведь научиться коммуникации на иностранном языке, не делая ошибок, совершенно невозможно. Из-за боязни потерпеть неудачу меланхолики обычно пытаются заранее подстраховаться, планировать свою работу, продумать возможные трудности, они нередко составляют расписание занятий на день, тем самым подготавливая для себя внешние опоры, которые могут им помочь справиться со сложным заданием в стрессовой ситуации. Меланхолики, как правило, обладают инертной нервной системой, они не могут спешить, им требуется время на тщательное обдумывание каждого задания, его многократная проверка. Их домашнюю подготовку к устным ответам отличает скрупулѐзность, они составляют схемы ответов и краткие изложения к своим выступлениям.

Экспериментальное исследование: влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка

С целью подтверждения вышеприведенного описания характера учебной деятельности на уроках ИЯ, а так же выявления зависимости между типом темперамента и успешностью по данному предмету было проведено исследование.

Исследование проводилось в феврале 2013 года в языковой группе гимназического класса с углубленным изучением иностранных языков средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании принимало участие 23 ученика 9-го класса, однако, в результате отсеивания недостоверных и не индефицированных ответов, были учтены результаты 14 учеников.

С целью изучения особенностей темперамента было проведено тестирование учеников по методу Ганса Айзенка, он направлен на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и нейротизма. Результаты исследования представлены в нижеприведенной таблице.


   Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента учеников по методике Ганса Айзенка


Ученик №

 

Экстраверсия

Нейротизм

Тип темперамента

1

13

11

сангвиник

2

16

9

сангвиник

3

16

8

сангвиник

4

14

16

холерик

5

14

16

холерик

6

14

15

холерик

7

16

14

холерик

8

15

15

холерик

9

17

16

холерик

10

17

21

холерик

11

11

9

флегматик

12

6

16

меланхолик

13

12

13

холерик-меланхолик

14

16

12

холерик-сангвиник

 

Полученные результаты были соотнесены с успеваемостью учащихся - средним балом, вычисленным по текущим оценкам учеников за предшествующее полугодие. Результаты представлены в Табл.2.



Таблица 2

Соотнесение типов темперамента учащихся с их успеваемостью по иностранному языку.



 

 

Тип темперамента

 

 

Ученик №

 

 

Успеваемость по иностранному языку

 

 

 

 

Холерики

7

4,2(4)

4

3,3(3)

8

3,4(3)

5

3,9(4)

6

4,6(5)

10

3,2(3)

9

3,9(4)

 

 

Сангвиники

1

3,6(4)

2

4(4)

3

4,9(5)

Флегматик

11

3,9(4)

Меланхолик

12

4,7(5)

Холерик-сангвиник

14

4,7(5)

Холерик-меланхолик

13

3,7(4)

 

Исследование было дополнено характеристикой учеников, полученной в ходе беседы с учителем по иностранному языку. Результаты представлены в Табл.3.



Таблица 3

 Краткая характеристика учащихся


 

Тип темперамента

 

Ученик

 

Характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холерики

 

7

 

 

 

Способная, старательная ученица, быстро усваивает новый материал, хорошо

 

 

владеет устной речью на иностранном языке, не теряется при ответах без

 

4

подготовки.

Неусидчивая ученица, постоянно отвлекается на уроке, дома не готовится к

 

урокам, и как следствие имеет низкий уровень знаний, однако, по мнению

 

учителя, способности к изучению иностранных языков имеет.

 

Способна к изучению иностранных языков ученица, но ленива.

 

8

Довольствуется поверхностными знаниями, на уроках постоянно отвлекается Способная ученица, но неусидчива и невнимательна. Имеет проблемы с

грамматикой.

 

5

Старательная, вдумчивая ученица, быстро усваивает новый материал, может отвечать на вопросы преподавателя без подготовки.

 

6

Не усидчивая, плохо ведет себя на уроках, вследствие чего не обладает достаточным уровнем знаний, демонстрирует низкий уровень владения

 

иностранным языком.

 

10

Много отвлекается, скучает при выполнении однообразной работы, быстро усваивает новый материал, однако не любит глубоко вникать в изучаемое,

 

торопится при ответах, вследствие чего допускает много грамматических

 

ошибок.

9

 

 

 

 

Сангвиники

 

3

Способная ученица, хорошо знает грамматику, однако лишь благодаря тому,

 

что быстро усваивает материал на уроке, дома готовится плохо и так же

 

страдает от невнимательности

 

2

Способный ученик, особых проблем не имеет, к занятиям готовится, активно работает на уроке, однако бывает невнимателен и временами отвлекается

 

Способная ученица, иностранный язык дается легко, активно работает на

 

1

уроке, проблем не имеет

 

 

 

Флегматик

 

 

 

11

 

Обладает слабыми способностями к изучению иностранных языков, демонстрирует низкий уровень знаний, но усидчив и трудолюбив, способен не отвлекаясь выполнять однообразные задания. Стесняется разговаривать на иностранном языке, долго не может сформировать свою мысль.

 

 

 

Меланхолик

 

 

 

12

 

Тихий, усидчивый,

трудолюбивый ученик, хорошо готовится к занятиям, вдумчиво изучает новый материал, задает дополнительные вопросы, волнуется во время ответов. Проблем не имеет.

 

Холерик- сангвиник

14

 

Способный ученик, иностранный язык дается довольно легко, особых проблем не имеет, активно работает на уроке.

 

 

Холерик- меланхолик

 

 

 

13

 

Прилежная ученица, готовится к урокам, не отвлекается во время занятий; изучение языка дается довольно трудно. Особых проблем не имеет, но очень волнуется во время ответов, потому делает ошибки. Часто не хватает времени на выполнение контрольных работ.

 

Из вышеприведенных таблиц видно следующее:

1)      меланхолик, трудолюбивый, усидчивый, вдумчивый ученик, оказался весьма успешен в изучении иностранных языков, как по формальным показателям, так и по характеристике преподавателя;

2)     холерико-сангвиник, так же является одним из наиболее успешных учеников, обладает большими способностями к изучению иностранных языков, поэтому с легкостью им овладевает;

3)    сангвиники по среднему показателю чуть менее успешны в изучении иностранных языков, обладают, по мнению преподавателя, нужными способностями, быстро усваивают материал, однако могут быть невнимательны и неусидчивы;

4)    флегматик по формальным показателям менее успешен, чем сангвиник. Несмотря на трудолюбие, язык ему дается тяжело, особенно разговорная речь;

5)     у холериков средняя оценка ниже, чем у флегматика, но 5 из 7 учеников обладают способностями к изучению иностранных языков и могли бы хорошо заниматься, хорошо владеть иностранным языком, если бы не были так торопливы, неусидчивы и не отвлекались во время занятий; 4 из 7 учеников имеют проблемы с грамматикой;

6)ученик с холерико-меланхолическим темпераментом оказался наименее успешным учеником среди участников. Недостаток способностей компенсирует трудолюбием, но, тем не менее, волнуется, не успевает справиться с заданием, поэтому демонстрирует не очень хорошие результаты.

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что индивидуально- психологические особенности учащихся (темперамент) прямого влияния на успешность изучения иностранного языка не оказывают, но влияют на характер трудностей в процессе изучения, сам процесс изучения, скорость и легкость овладения иностранным языком и способность к его изучению. В целом более способны к изучению иностранных языков ученики-экстраверты, им легче дается их изучение, однако они слишком  подвижны и невнимательны и легко отвлекаются, поэтому менее способные, но более трудолюбивые и внимательные интроверты, в конечном счете, порой бывают более успешны.

 

Список литературы

1.      Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д, Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 736 с.

2.      Мерлин B.C. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь, 1973.

3.      Ратанова Т.А Психофизиологические основы индивидуальности / Т.А. Ратанова. – М.: МПСИ ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1999. – 128 с.

4.      Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников : Учет и коррекция / М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- М.: Академия, 2002.- 160 с.

5.      Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. М.: Владос-пресс, 2001. — 368 с.

6.      Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1969. – 288 с.

7.      Грановская Р. Элементы практической психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.