Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Аннотация. В статье рассматривается чтение детской художественной литературы как важное средство развития воображения дошкольников. Представляется разработанную и апробированная авторская программа по развитию воображения детей посредством чтения.

Ключевые слова: чтение, детская литература, воображение, дошкольники.


С каждым годом педагоги и родители замечают следующую тенденцию: дети проводят большую часть времени с гаджетами, монотонно выполняя запрограммированные действия, как следствие, дети отторгают окружающую их действительность. Даная тенденция вступает в противоречие с потребностью современного общества в активной личности, способной креативно решать острые и неоднозначные задачи, готовой вносить нечто инновационное в жизнь социума. Важно отметить тот факт, что ключевым решением данной проблемы является понимание того, что развитию человека способствует именно то, что он добывает своим трудом, деятельностью своего воображения, это происходит только в общении с книгой.

Научные работы, проведенные А.В. Запорожцем [1], дают следующее видение проблемы развития воображения в дошкольном возрасте: если воображение не будет получать должную нагрузку, тренировку, то, соответственно, с годами большинство его возможностей «оскудевает», и, как следствие, личность человека не получает всей полноты своего развития, раскрытия потенциала. Советский психолог Б.М. Теплов [4] подчеркивал, что чтение художественной литературы является ключевым моментом в развитии воображения, «лучшей школой воображения».

Целью нашего исследования стало комплексное изучение развития воображения детей дошкольного возраста посредством чтения детской художественной литературы. В основу нашего исследования легло предположение о том, что развитие воссоздающего и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет иметь положительную динамику при условии, если осуществлять специально организованное обучение, в основе которого лежит разноплановая детская деятельность, базирующаяся на чтении детской художественной литературы, в частности при реализации Программы «Чтение как средство развития воображения».

Для проведения исследования нами была составлена батарея психодиагностических методик: «Незаконченные фигуры» (П. Торренс, проба О.М. Дьяченко «Художник») [3, с.90], методика «Волшебные кляксы» [3, с.96] Данные методики проводились на первом этапе диагностики и на заключительном этапе, после проведения разработанной нами Программы «Чтение как средство развития воображения». Данная Программа предполагала знакомство детей с творчеством и произведениями российских и зарубежных писателей в процессе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Практическое исследование проводилась на базе ДОО г. Воронежа. В исследовании участвовало 22 ребенка подготовительной группы ДОУ, 7 мальчиков и 15 девочек. Результаты нашего исследования по методике «Волшебные кляксы» представлены на рисунке 1.

Прежде всего, анализ результатов методики «Волшебные кляксы» обнаружил разнообразие увиденных детьми образов, их названий. Также можем отметить, что после проведения Программы возросла детализация увиденных образов, произошло увеличение общего количества называемых слов, увеличился процент нестандартных ответов. При первоначальном рассмотрении клякс у детей возникали спонтанные образы и комментарии, а при повторном рассмотрении дети внимательно, осознанно всматривались в изображения, называли детали из накопленного детского опыта.Дошкольники проводили аналогии с уже известными предметами, а также начинали рассуждать, что может быть зашифровано, представлять целостный образ предполагаемого предмета, вести диалог со сверстниками и педагогом для того, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Этот факт свидетельствует о том, что, когда происходит организованная воспитателем деятельность, ребёнок не просто бессвязно абсурдно фантазирует, а стремиться зафиксировать нечто такое, что в действительности есть или при определённых условиях возможно, но пока не стало содержанием рационального знания. Это, по Э.В. Ильенкову [2], и есть подлинное воображение, намёк, отклонение от правила, догадка. Воображение способно предугадать нечто новое, что возможно будет  существовать в будущем. Всемирная история открытий сшита из таких предположений. Необходимо подчеркнуть, что дети называли увиденное из своего предшествующего опыта прочитанных книг. В частности у детей было знакомство с произведениями литературы, наполненными образами природы. Например, М. Пришвина «Последние грибы», И. Бунина «Листопад», К. Ушинского «Четыре желания», полученные представления дети отразили при выполнении заданий.

По результатам проведения методики «Незаконченные фигуры» на рисунке 2, мы можем заметить,

что после проведения Программы в три балла были оценены рисунки 50 % испытуемых, что составляет половину участников исследования, данные рисунки были сложными, оригинальными как в изображении, так и в их названиях и описании. Два балла получили рисунки 19 % детей, они были стандартными, часто с повторами, в один балл были отмечены рисунки 27 % детей, не справились с заданием 4 % испытуемых. Как мы можем видеть, увеличилось на 10 % количество детей справившихся с заданием, то есть после проведения Программы, можно отметить динамику методики.


Дошкольники проводили аналогии с уже известными предметами, а также начинали рассуждать, что может быть зашифровано, представлять целостный образ предполагаемого предмета, вести диалог со сверстниками и педагогом для того, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Этот факт свидетельствует о том, что, когда происходит организованная воспитателем деятельность, ребёнок не просто бессвязно абсурдно фантазирует, а стремиться зафиксировать нечто такое, что в действительности есть или при определённых условиях возможно, но пока не стало содержанием рационального знания. Это, по Э.В. Ильенкову [2], и есть подлинное воображение, намёк, отклонение от правила, догадка. Воображение способно предугадать нечто новое, что возможно будет  существовать в будущем. Всемирная история открытий сшита из таких предположений. Необходимо подчеркнуть, что дети называли увиденное из своего предшествующего опыта прочитанных книг. В частности у детей было знакомство с произведениями литературы, наполненными образами природы. Например, М. Пришвина «Последние грибы», И. Бунина «Листопад», К. Ушинского «Четыре желания», полученные представления дети отразили при выполнении заданий.

По результатам проведения методики «Незаконченные фигуры» на рисунке 2, мы можем заметить, что после проведения Программы в три балла были оценены рисунки 50 % испытуемых, что составляет половину участников исследования, данные рисунки были сложными, оригинальными как в изображении, так и в их названиях и описании. Два балла получили рисунки 19 % детей, они были стандартными, часто с повторами, в один балл были отмечены рисунки 27 % детей, не справились с заданием 4 % испытуемых. Как мы можем видеть, увеличилось на 10 % количество детей справившихся с заданием, то есть после проведения Программы, можно отметить динамику методики.


По итогам исследования, можно констатировать, что данная Программа способствует развитию воссоздающего и творческого воображения. В результате реализации Программы, был собран «Сундучок детских рассказов». Всё это даёт нам возможность подтвердить гипотезу нашего исследования, поэтому воспитателям необходимо проводить организованную образовательную деятельность с детьми, использую детскую художественную литературу.

Полученные результаты исследования натолкнули нас на мысль донести до родителей необходимость совместного чтения с детьми. В связи с этим, на заключительном аналитическом этапе нашего исследования мы проанализировали 30 биографий российских и зарубежных писателей: Р. Д. Брэдбери, Л. Кэрролл, А. М. Волков, А. С. Грин, Б. С. Житков, Х. К. Андерсен и др. Первый аспект, на который мы обращали своё внимание, это детство писателей. Нами было отмечено,  что все будущие известные писатели с ранних лет занимались чтением, рисованием и музыкой. Книга играла важную роль в воспитании и обучении детей. Чтение позволяло расширить горизонты сознания, развить воображение и открыть новые грани своей личности. Кроме того, большинству детей с ранних лет читали книги, а затем и приобщались к самостоятельному чтению. Важно понимать, что в процессе слушания того, что читают взрослые, у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, реакция на содержание текста. В книге можно найти правильные образы семьи, ребенка – сверстника, предметов, животных, мира в целом. У будущих писателей было насыщенное детство, наполненное книгами, а любимое место было библиотекой. Второй аспект, по которому проводился анализ, это профессии и занятия во взрослом возрасте. Писатель - это творческая профессия, требующая высокого уровня развития воображения. Нами было выявлено, что большинство писателей, в течение своей жизни, испробовало несколько профессий и разных родов занятий. Редко, кто останавливался и замыкался на одном направлении деятельности, часто занятия были совершенно не связанными, а даже противоположными друг другу. Полученные  материалы, мы  предполагаем,  использовать в рамках организации педагогического совета и родительского собрания, целью которого будет информирование родителей и педагогов о безусловной пользе и значимости совместной деятельности с детьми: чтением, рисованием, музыкой, которая определяет уровень дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, аналитический этап нашего исследования показал всю значимость знакомства с книгой, чтением детей в дошкольном возрасте. Большинство рассмотренных биографий писателей показали, что в  5 – 7 лет дети  познакомились с книгой. Многие из них, будучи взрослыми людьми, утверждали, что именно чтение с ранних лет наполняло их знаниями, помогало им находить свой путь в жизни, открывать  свои возможности. По  итогам  исследования, можно констатировать,  что  Программа  «Чтение как средство развития воображения» способствует развитию воссоздающего и творческого воображения. Результаты показывают важность применения художественного слова в развитии воображения, а также в становлении личности ребенка.

Список литературы

 

1.     Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности / А.В. Запорожец. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - с. 66 – 84.

2.    Кудрявцев, В.Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка / В.Т. Кудрявцев. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика»;Вып. 25) .

3.    Практикум по возрастной и педагогической психологии : учебное издание / Психологический институт РАО ; Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: Академия, 2000.

4.    Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. / Б.М. Теплов. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР , 1951. - с. 68.

*Статья написана по материалам выпускной квалификационной работы