Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ ОСУЖДЁННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Как показывает практика, подростки, прибывающие к отбытию наказания в воспитательную колонию, имеют искажѐнные представления о моральных нормах и ценностях. На их формирование влияет микросреда, в которой воспитывается подросток и которая его окружает. Формирование подростка происходит под влиянием нескольких факторов: родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку; частота и интенсивность общения родителей с детьми – подростками; семейная дисциплина, вид применяемых наказаний; роль, отведенная ребенку в семейной иерархии; степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Важным показателем в оценке личности несовершеннолетних правонарушителей является семейная обстановка, состав семьи и отношения с их членами.

По прибытии в исправительное учреждение осужденный определѐнное время находится в карантине. В этот период с ним работают психологи, воспитатели и другие сотрудники колонии, с целью выявления индивидуальных психологических особенностей и характеристик человека. По прибытии в исправительное учреждение осужденный определѐнное время находится в карантине. В этот период с ним работают психологи, воспитатели и другие сотрудники колонии, с целью выявления индивидуальных психологических особенностей и характеристик человека.

По прибытии в исправительное учреждение осужденный определѐнное время находится в карантине. В этот период с ним работают психологи, воспитатели и другие сотрудники колонии, с целью выявления индивидуальных психологических особенностей и характеристик человека.

Для выявления типологий осуждѐнных в воспитательной колонии было проведено исследование, базой для которого послужила Можайская воспитательная колония. В ходе исследования было опрошено 10 человек, недавно начавших отбывать наказание. 9 человек из 10 осуждены по тяжким статьям (убийство, преступления сексуального характера, нанесение тяжких телесных повреждений). 1 человек осуждѐн за грабѐж. По семейному составу: 9 человек воспитывались только мамами (все те 9 человек, осуждѐнные по тяжким преступлениям), 1 человек (осуждѐнный за грабѐж) воспитывался в интернате (родителей не было). Работа с каждым воспитанником включала в себя беседу и проведение методики «Орѐл», предназначенной для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Беседа была направлена на определение важных и значимых ситуаций или событий в жизни осуждѐнных, которые для них важны и значимы, из которых они извлекли какой - либо опыт, которые как – либо повлияли на них.

Результаты проведения методики «Орѐл». Данная методика содержит 7 шкал, как содержательных, так и служебных.

По каждой шкале получились следующие результаты:

1)      По шкале установки на социально – желательные ответы:

А) 3 человека показали тенденцию умышленного стремления показать себя  в лучшем свете и настороженности по отношению к ситуации обследования;

Б) 4 воспитанника проявили высокую настороженность по отношению к исследовательской ситуации;

В) 1 воспитанник был не склонен скрывать собственные нормы и ценности;

Г) 2 воспитанника проявили умеренную тенденцию давать социально – желательные ответы.

Таким образом, по служебной шкале выяснилось, что большая часть осуждѐнных отнеслась с настороженностью к данному исследованию. Это можно объяснить тем, что ребята могли побояться открывать душу (а рассказывать о важных событиях – это непросто) незнакомому человеку, мог появиться страх, что данный опрос производится не просто так.

2)      По шкале склонности к преодолению норм и правил: все 10 респондентов проявили конформные установки, склонность следовать общепринятым нормам поведения. Данные результаты могут говорить об осознании несовершеннолетними правонарушителями своих ошибок, о стремлении пойти по пути общепринятых норм и законов. В ходе беседы многие осуждѐнные говорили, что если была бы возможность вернуться в ситуацию совершения ими преступления, то они бы поступили по – другому.

3)      По шкале склонности к аддиктивному поведению: так же все 10 человек продемонстрировали хороший социальный контроль поведенческих реакций. Данные результаты могут говорить о достоверности ответов по прошлой шкале. Учитывая желание ребят исправить ту ситуацию, пойти по пути общепринятых норм и законов, то одним из важных качеств будет являться контроль своего поведения и эмоций там, где это необходимо. Т.к. подростки стали это понимать, то такие результаты по шкале социального контроля поведенческих реакций вполне объяснимы.

4)      По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

А) 8 респондентов показали неготовность к реализации саморазрушающегося поведения и об отсутствии тенденции к соматизации тревоги;

Б) 2 респондента продемонстрировали низкую ценность собственной жизни и выраженные потребности в острых ощущениях.

Во время беседы многие осуждѐнные говорили о том, что после окончания наказания хотели бы позаботиться о своей семье, родных и близких. На мой взгляд, это является объяснением того, почему большая часть осуждѐнных продемонстрировали нежелание к саморазрушающемуся поведению.

5)      По шкале склонности к агрессии и насилию

А) 7 воспитанников показали невараженность агрессивных тенденций и неприемлемость насилия; Б) 3 воспитанника обнаружили наличие агрессивных тенденций.

По шкалам № 2, 3 и в процессе беседы было выявлено стремление следовать по общепризнанным правилам, поэтому 7 из 10 воспитанников показали невараженные агрессивные тенденции и отсутствие стремления к насилию.

6)      По шкале волевого контроля эмоциональных реакций:

А) 8 воспитанников обнаружили жѐсткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций Б) 2 воспитанника обнаружили слабый волевой контроль эмоциональной сферы.

Результаты по данной шкале могут служить подтверждением ответов по шкале социального контроля поведенческих реакций: стремление к жѐсткому контролю своих поведенческих реакций включает в себя и порождает контролирование своих эмоциональных реакций.

7)      По шкале склонности к делинквентному поведению

А) 7 респондентов обнаружили невыраженность тенденций к делинквентному поведению

Б) 3 респондента показали низкий уровень социального контроля и наличие делинквентных тенденций.

На результаты проведения методики могла повлиять специфика учреждения, в котором находятся испытуемые, а также наличие у каждого из них совершѐнного правонарушения.

Результаты беседы. Проведение методики «Орѐл» было дополнением к основной проведѐнной работе – беседе с каждым испытуемым. Цель беседы – анализ жизненного пути осуждѐнного. Беседа проходила индивидуально с каждым воспитанником воспитательной колонии. В ходе беседы подросток должен был назвать важные, значимые для него события из жизни, которые для него дороги и из которых он извлѐк какой – либо опыт. Было выделено несколько периодов, в каждом из которых ребята должны были назвать необходимую ситуацию:

1)    первое воспоминание (желательно, из раннего детства);

2)    дошкольный период;

3)    начальная школа;

4)    средняя школа (с 5 класса и до совершения преступления);

5)    период нахождения в СИЗО;

6)    переход из СИЗО непосредственно в колонию.

Вначале хотелось бы высказаться о некоторых трудностях, которые были в процессе беседы.У многих ребят не получалось что – либо назвать с первых «попыток» по разным причинам: некоторые начинали делить события на «положительные» и «отрицательные», задавая вопрос «А какие события нужны: хорошие или плохие?»;кто то не мог выделить что то важное и значимое, обосновывая тем, что всю жизнь происходят важные события.Но, так или иначе, большинство ребят после наводящих вопросов смогли назвать то, что для них было важно.

Вначале предлагалось назвать самое первое и раннее воспоминание, которое есть у  воспитанника и которое относится к периоду, когда он не ходил ещѐ в детский сад. 9 из 10 ребят не смогли ничего назвать, лишь один подросток сказал, что для него был важным поход в зоопарк с родителями, где ему запомнились белые медведи.

Со следующим периодом (дошкольный период) было проще, и ребята называли более уверенно те или иные ситуации. Так, один осуждѐнный вспомнил, что в садике он себя плохо вѐл и воспитательница его наказывала. Второй осуждѐнный рассказал о том, как пытался приготовить плов, но его попытка оказалось неудачной – он обжѐгся. Остальные восемь воспитанников не смогли ничего назвать.

Период начальной школы был значимым для многих ребят. Здесь они отмечают, что именно тогда у них появились друзья и товарищи, со многими из которых они дружат до сих пор. Также многие отмечают роль своей первой учительницы, вспоминая еѐ как доброго и отзывчивого человека. Только один осуждѐнный признался, что немного боялся еѐ, т.к. его учительница в первых классах была директором школы. Другой осуждѐнный поделился тем, что его первая учительница умерла, и он переживал по этому поводу. У одного осуждѐнного в этот период маму лишили родительских прав, и он попал в интернат.

Средняя школа (период с 5 класса и до совершения правонарушения) оказалась более трудной для обнаружения каких – либо событий. Большинство ребят отмечали, что им трудно что - либо вспомнить, даже переход в среднюю школу, в новую систему требований никак не повлиял на них. Но после наводящих вопросов ребята вспоминали, что во внешкольной жизни у них происходили довольно серьѐзные события. Один подросток рассказал, что в 5 классе попал в ДТП, и это послужило для него большим стрессом. Другой осуждѐнный, мать которого лишили родительских прав, потерял всех близких людей, в том числе и мать. У другого парня родилась дочка, которой уже 2 года и с которой он ни разу не виделся. Ещѐ один воспитанник колонии вспомнил, что он три раза менял среднюю школу, т.к. на него плохо влияли сверстники (так же, по его признанию, первую школу он менять не хотел, это произошло по инициативе родителей).

Совершение преступления и период нахождения в СИЗО. Этот период все десять ребят отмечают как очень волнительный и напряжѐнный. Многие не могли спать, сильно переживали во время следствия и ожидания приговора суда. Каждый был в СИЗО не менее месяца. Но в то же время, сам приговор каждый осуждѐнный воспринял спокойно, приговор не стал чем то шокирующим. Вот некоторые фразы ребят об этом периоде: «Первое время я не мог ни спать, ни есть, переживал во время судебных процессов и следствия, приговор был ожидаем», «Когда  меня забрали в СИЗО, мне  было страшно. Я думал, что меня просто пугают, подержат несколько дней или недель и отпустят. Но потом я понял, что это не так. Вообще я рассчитывал на условный срок, потому что мне так говорили и прокурор, и опергруппа», «Я очень переживал, хотелось, чтобы всѐ это скорее закончилось».

Переход из СИЗО непосредственно в колонию. Данный период все десять человек восприняли спокойно и безболезненно, объясняя это тем, что были уже готовы к колонии и привыкли к новой среде и еѐ требованиям, новым правилам жизни, которым надо подчиняться. По словам ребят, в коллектив все влились хорошо, у всех появились друзья и хорошие товарищи. Один осуждѐнный сказал даже: «Я рад, что перешѐл в колонию, т.к. стало свободы больше»

Разное. Стоит отметить, что все воспитанники, воспитывающиеся без отцов, только матерями, выразили своѐ желание заботиться о своей семье (о матери, у некоторых ещѐ были сѐстры), помогать ей и стать надѐжной опорой. В ходе беседы ребята так же делились своими планами на будущее, то, чем они хотели бы заняться после выхода из колонии, моментами, которые их беспокоили в то время, некоторые рассказывали про личную жизнь. Вот некоторые фразы ребят:«Я людям не доверяю, меня часто предавали. Все люди обманывают. Друзей поэтому не завожу, на воле меня ничто не держит. Хочу разобраться в себе и в этом мире. После выхода из колонии хочу вернуться на работу. Я работал администратором на автомойке, у меня было 60 человек в подчинении», «У меня плохое детство было. На воле у меня ничего нет, ничего не держит. Друзей нет, сам не хотел заводить», «Я ещѐ не взрослый, мне всего 16 лет. А взрослым стану, когда мне будет 18 лет, т.к. именно с этого момента человека может смело принимать решения и нести полную ответственность. Девушки то были, то убегали. Все отношения были меньше года», «У меня на воле есть девушка, у неѐ есть проблемы, я не могу ей помочь, меня это беспокоит», «Я хочу к сестре и матери. При первой возможности подам на УДО. После выхода из колонии хочу получить профессию автомеханика, чтобы прокормить семью, помочь родным и близким. Хочу, чтобы в жизни всѐ было хорошо, чтобы не мучиться больше», «Чтобы зря не сидеть можно профессию получить, чтобы время шло быстрее. Меня освобождают в 2020 году, не знаю, что будет. Неизвестно, какие будут события происходить на воле. Я буду судиться, чтобы мне срок уменьшили».

Также ребята говорили, что если бы у них была возможность вернуться в момент совершения правонарушения, то они бы его не совершали, а  поступили бы  иначе. Так, один осуждѐнный находится в Можайской воспитательной колонии за убийство: пошѐл в магазин, вступил в перепалку с мужчиной, и, в конечном счѐте, убил его. Во время беседы подросток сказал: «За себя нужно уметь постоять, но не таким способом».

Таким образом, из тех воспоминаний, которые называли воспитанники воспитательной колонии, а также по тому, что они говорили помимо запрашиваемых воспоминаний, можно сделать вывод о том, что особую ценность и значение для осуждѐнных имеют друзья и семья (связь с которыми они стараются поддерживать и в колонии через звонки и письма). А также каждый воспитанник, имеющий девушку, очень трепетно относится к своей второй половинке, т.к. очень ценят их и так же общаются с ними и поддерживают связь.



Список литературы

1.      Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних – М.: Права человека, 2000. – 288 с.

2.      Дебольский М.Г. Актуальные проблемы изучения личности осужденных. // Опыт изучения личности осужденных. – М.: ГУИН Минюста России, НИИ УИС, 2004 – С.11-29;

3.      Дебольский М.Г. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы. // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С.472 ;

4.      Дебольский М.Г. Организация психодиагностической работы в уголовно-исполнительной системе: Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, 2006 – 160 с.;

5.      Дебольский М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе. Лекция. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005 – 40 с.

6.      Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с осужденными // Преступление и наказание. – 2002, №10 –С. 2-9

7.      Методические рекомендации по проведению психодиагностического обследования осужденных (находящихся в карантине исправительного учреждения, представляемых к переводу в колонию- поселение, обратившихся в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении). – М.: ФСИН России, 2008. – 93 с.

8.      Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.; НИИ УИС, 2004 – 123 с.

9.      Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Сборник положительного опыта. – Москва: УСПВРО ФСИН России, 2006. – 168с.