Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

В первую очередь Дмитрий Иванович Менделеев для большинства - это открыватель периодического закона и создатель периодической системы химических элементов. Мы знаем его, как выдающегося химика, однако его интересы выходили далеко за рамки химии. Они поражают своим разнообразием: физика, метрология, геология, промышленность, образование и многое другое.

На склоне лет, анализируя сделанное, Д.И. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». И его мечты –    наука и промышленность – по его же утверждению были в детях [4, с. 188], то есть первично – образование. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, увлечение которых ведет к расширению этой деятельности, а значит от образованности, в конечном счете, зависит общее благосостояние.

Без образования, по мнению Д.И. Менделеева немыслимо было благополучие русского народа и будущее России. В наше время мы можем с уверенностью и жаром повторить его слова: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять их образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов, за будущее ручаться нельзя, даже с миллионами солдат...» [5, с. 433].

Д.И. Менделеев начал свою педагогическую деятельность, окончив Главный педагогический институт в Петербурге. Более 30 лет он посвятил педагогической деятельности – в Петербургском университете, Военно-инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте. Среди богатейшего научного наследия около 40 работ его посвящено проблемам начального, среднего и высшего образования. Эти труды по праву ставят его в ряды прогрессивных представителей русской педагогической мысли [7, с. 135].

Учитывая большое объем трудов ученого по проблемам педагогики и образования можно говорить о системе его взглядов. Во-первых, он говорил о необходимости структурированности образовательного процесса: должны существовать три ступени: начальное, среднее и высшее образование. Это почти полностью соответствует существующей системе. Однако, есть и некоторые различия. На наш взгляд, следовало бы учесть мнение ученого для улучшения современной системы: содержание начального обучения должно носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и приучение к труду, к умению жить в обществе. Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования – это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов [2, с. 96]. И четко обозначено предназначение высшего образования – служить общественному прогрессу, общему народному благу.

Во-вторых, следует выделить основные требования, которые предъявлялись Дмитрием Ивановичем к образованию, к результатам образовательного процесса.

Непрерывность. Несмотря на то, что идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать в конце XX – начале XXI века. Первые мысли о необходимости учиться всю жизнь содержатся в древних писаниях, в высказываниях философах, народных изречениях (Век живи – век учись). Идея непрерывности образования проходит через все труды Д.И. Менделеева в области педагогики, этот тезис был выдвинут ученым очень своевременно, он составлял корень педагогической концепции, предусматривающей организацию народного образования, которая бы стимулировала развитие общества и государства в целом по пути прогресса[1, с. 106-107]. Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается в процессе жизнедеятельности каждого. Сейчас каждый своим примером может подтвердить это: если мы не учимся, не расширяем, не углубляем свои знания, мы значительно отстаем от современной жизни: чтобы быть хорошим специалистом, нужно постоянно подкреплять свои профессиональные знания.

Практическая применимость.  По       мнению    ученого, все изучаемые дисциплины должны способствовать выработке правильного материалистического мировоззрения, открывая научную картину мира, формировать у учащихся ту необходимую базу, которая способствовала бы становлению профессиональных знаний.  Свою мировоззренческую позицию Дмитрий Иванович называл реализмом, противопоставлял ее материализму и идеализму, считая их предвзятыми, односторонними [3, с. 42].

«Человек тем  более совершенен, чем  более он полезен для широкого  круга интересов общественных, государственных и всего человечества» [5, с. 304]. Помимо этого, ученый подчеркивал возможность полной остановки развития образованности в России, если и далее в школах будет преобладать изучение, например, мертвых языков: часть выпускников увлечется политическими и эротическими бреднями классиков, другая часть будет писать и говорить по-русски хуже, чем по-гречески, а третья, одна из лучших, будет в состоянии узнать и действительно узнает, что писал Аристотель, но не поймет того, что пишут ныне европейцы [6, с. 56]. На наш взгляд, прослеживается очевидная параллель с современностью: в некоторых случаях мы гордимся нашим «советским» образования, совершенно не обращая внимания на то, что оно является «мертвым». Мы согласны с тем, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир и практическое отношение к природе.

Умение мыслить. Основное, чему нужно научить, это не сумма знаний, а умение добыть знания, умение поставить перед собой еще не решенные вопросы, найти их решения. В первую очередь это относится к высшему образованию. Дмитрий Иванович считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений – они должны воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания. И это – главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед.

В-третьих, следует отметить отношение Д.И. Менделеева к учителям. Каким, по его мнению, должен быть учитель? Очевидный ответ: идеалом, образцом. Он считал, что от подготовки учителей и профессоров зависят судьбы просвещения в стране, а, следовательно, и будущность государства. К сожалению, в наше время престиж данной профессии не велик. Несмотря на это, и сейчас многие учителя полностью соответствуют требованиям, которые предъявлял к настоящим педагогам Дмитрий Иванович, и которые по-прежнему актуальны.

Педагогическая деятельность не состоит только в обучении тому, что распространилось уже в жизни; педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад. Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства. Подлинный педагог должен быть не только специалистом в той или иной области знаний и творческим человеком, но и воспитателем. Д.И. Менделеев особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки. И, конечно, учитель – «местный светоч науки» [6, с. 84]. Обязательное требование к ним – вести научную работу. В первую очередь это касается высшей школы: профессор должен, прежде всего, продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать своим стремлением. Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, научным работником, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, узость учителя – высшее зло.

Написанное Д.И. Менделеевым в конце XIX века, в 1895 году вновь приобрело актуальность в наше время, в начале XXI века: необходимо, чтобы вновь просвещение России пошло правильно и в должную желаемую сторону, чтобы вновь народились образцовые учителя, проникнувшиеся с юношества мыслью служить народу в качестве просветителей новых поколений [6, с. 133].

Итак, мы видим, что педагогические взгляды великого ученого современны и своевременны. Возможно, сто лет спустя, двигаясь по исторической спирали, мы вновь подошли к тому моменту, когда необходимо особое внимание уделить образованию, в частности, учителям. Необходимо реформирование образование в соответствии с требованиями времени. Образование – это базис, на котором строится вся наша жизнь. Очевидно, что в деле образования невозможно добиться быстрых перемен, оно требует больших материальных вложений, но, сообщив образованию правильное направление, можно будет ожидать осознанных перемен и в других областях.

Список литературы

 

1.        Бондаревская И.Н. Вклад Д.И. Менделеева в формирование концепции непрерывного образования // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Выпуск 5. Омск, 2010. С. 106-111.

2.        Бороздина Н.В. Изучение педагогического наследия Д.И. Менделеева в подготовке будущих учителей // Вестник ТГСПА. 2011. Выпуск 3. С. 95-97.

3.        Криволапова Ю.К. «Заветные мысли» Д.И.Менделеева о высшем образовании // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. № 3. С. 41-46.

4.        Мейдер В.А. «Три службы Родине» (научно-педагогические идеи Д.И.Менделеева и современность) // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Волгоград, 2003. С. 187-191.

5.        Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли. М., 2008. 688 с.

6.        Менделеев Д.И. Собрание сочинений. Том 23. Л.-М., 1952. 386 с.

7.        Рублёва Т.В., Янсуфина З.И. Д.И.Менделеев о проблемах педагогического образования в России // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90). С. 135-138.