Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

Современную педагогическую диагностику невозможно представить без такого метода исследования, как тестирование. Оно прочно вошло в школьную жизнь после введения в стране единого государственного экзамена, который является сегодня главной формой диагностики уровня сформированности навыков и умений учащихся по всем предметам на момент окончания средней общеобразовательной школы. Текущий, промежуточный и итоговый контроль на всех ступенях обучения часто проводится с использованием тестов или тестовых заданий, что постепенно готовит учащихся к формату ЕГЭ.

Материалы  ЕГЭ  по  английскому  языку  разделов  «Аудирование»,  «Чтение»,  «Лексика  и грамматика» представляют собой по сути тестовые задания закрытого типа, которые в зарубежной тестологии называются рецептивными (receptive item format).

Тестовые задания закрытого типа предусматривают наличие различных вариантов ответа на поставленный вопрос. Тестируемые должны выбрать один или несколько правильных ответов, выбрать необходимые элементы списка и др. К заданиям закрытого типа относят задания альтернативных ответов, задания множественного выбора, задания на восстановление соответствия и последовательности.

Первое задание раздела «Аудирование», как и первое и второе задания раздела «Чтение» представляют собой задания на восстановление соответствия (или matching items). В таких заданиях необходимо найти или прировнять части, понятия – конструкциям, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Инструкция к заданиям на восстановление соответствия может быть оформлена так: «Соотнесите информацию, данную в столбце/колонке 1 с информацией, представленной в столбце/колонке 2». Вместо текста, выделенного курсивом, необходимо указать, о чем именно идет речь в данном задании.

При составлении заданий подобного типа тестологи рекомендуют соблюдать несколько ключевых условий [3;4;5]:

1.Количество вариантов ответов должно быть больше, чем число предпосылок, чтобы уменьшить вероятность угадывания тестируемым правильного ответа. Например, если испытуемый знает четыре из пяти ответов в одинаковых по длине колонках, то пятый ответ неизбежно будет правильным. При несовпадении длины списков необходимо сделать указание в инструкции и в ключе.

2.   Варианты ответов по своей длине должны быть короче, чем исходные предпосылки, поскольку тестируемые сначала читают их, а затем выбирают вариант ответа. При коротких ответах необходимость чтения будет сведена к минимуму.

3.   Исходные предпосылки и варианты ответов, представленные в одном задании на соответствие, должны логически относиться к одной теме. Несоблюдение этого правила может запутать тестируемых и привести к ошибкам, проистекающим не от незнания материала, а от непонимания задания.

4.   Число исходных предпосылок одного списка не должно превышать 10. Если их больше, лучше составить еще одно или несколько заданий на соответствие.

Как мы можем увидеть, представленные условия в основной своей части соблюдаются в материалах экзамена по английскому языку.

Второе задание раздела «Аудирование», направленное на понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации, представлено в форме       задания альтернативных ответов. Как правило, это утверждения, истинность или ложность которых тестируемый должен определить.

Утверждение 1

да

нет

или

верно

неверно

Утверждение 2

да

нет

верно

неверно

Утверждение 3

да

нет

верно

неверно [3, с.84]


 
Формальную форму задания можно представить следующим образом:

 

Инструкция к классическим заданиям альтернативных ответов звучала так: «Прочтите представленные ниже утверждения. Если Вы согласны с ними, обведите кружком/подчеркните вариант ответа «да» («верно»), если не согласны, обведите кружком/подчеркните вариант ответа «нет» («неверно»)». Однако за последнее время этот тип заданий претерпел определенные изменения: к вариантам ответов добавлен «Не сообщается» (или  «Not Stated»). Это усложняет задачу испытуемым, поскольку мы уже подсознательно пытаемся расслышать (или прочесть) информацию, данную в утверждениях, и отнести ее к классу «Истинно» или «Ложно», не учитывая вариант «В тексте не сказано» и чаще всего принимая его за ложный.

Третьи задания разделов «Аудирование», «Чтение», «Лексика и грамматика» являются заданиями множественного выбора. Они состоят из основы задания и вариантов ответов, из которых чаще всего только один правильный, а остальные – неправильные. Неправильные варианты ответов называют дистракторами.

Форма представления заданий множественного выбора:

Вопрос/утверждение

a. вариант ответа 1                                          c. вариант ответа 3

b. вариант ответа 2                                          d. вариант ответа 4 [3, с.87]

Инструкция к заданиям этого типа может  быть оформлена так:  «Обведите кружком/подчеркните/отметьте галочкой/запишите на листе ответов букву, соответствующую правильному ответу».

Количество вариантов ответов для заданий множественного выбора может варьироваться от 3 до 5- 6, но оптимальным считается наличие 3-4 вариантов. Имея две альтернативы, тестируемый может догадаться о правильном ответе, особенно если альтернативы похожи друг на друга. А найти более 4 интересных и оригинальных вариантов обычно очень трудно, к тому же на их чтение тестируемому потребуется больше времени.

Существует ряд правил, которых необходимо придерживаться при разработке заданий множественного выбора [3;4;6].

1.   В заданиях множественного выбора количество правильных ответов не ограничивается. Однако в том случае, если вариантов правильных ответов несколько, следует видоизменить инструкцию, указав на необходимость отметить буквы, соответствующие правильным ответам.

2.   Особую сложность при составлении заданий множественного выбора составляет подбор хороших дистракторов. Они должны быть правдоподобны, не содержать неточностей или явных подсказок, иными словами, они должны отвлекать от правильного ответа, а не указывать на него, что может произойти в том случае, если дистракторы будут явно нелепы или смешны.

3.   Кроме того, следует избегать таких вариантов ответов, как все из вышеприведенных, ни один из вышеприведенных, только a и b, всегда, никогда и т.п., поскольку они сами по себе субъективны и могут приводить к ошибочным ответам. Более того, они делают тестовое задание очень легким и дают тестируемым возможность догадаться о правильном варианте ответа.

4.         При формулировании задания необходимо избегать непреднамеренных подсказок (грамматических, морфологических, фонетических и др.), которые позволят ответить на вопрос тем студентам, которые на самом деле не владеют необходимыми знаниями. Особенно это касается тестовых заданий по языку, родному или иностранному.

Непреднамеренная подсказка также может скрываться в различной длине вариантов ответов: иногда правильный ответ является не только самым длинным по сравнению с другими, но может выделяться в стилистическом плане.

Однако в материалах ЕГЭ по английскому языку раздела «Грамматика и лексика» подсказка уже содержится в самом тексте. Как правило, это предлоги или части устойчивых фраз. Такие преднамеренные подсказки позволяют проверить, умеют ли учащиеся употреблять лексику в контексте, знают ли они особенности управления и нормы сочетаемости тех или иных единиц. Например:

Tony and Maureen are           of all of their guides…

1. pleased                             2. excited                              3. keen                   4. proud [2, с.69]

Предлог of в тексте задания употребляется только с одним из вариантов ответов – proud. И хотя лексически подошел бы и вариант pleased, он не подходит грамматически.

5. Все повторяющиеся слова в ответах рекомендуется вынести в основу задания. Ответы становятся короче, а само задание приобретает логическую ясность, например:

The author was going to find out           .

1.        if his uncle wanted him to die

2.        if his uncle wanted to help him

3.        if his uncle was somewhere near him.

4.        if his uncle was crazy

После коррекции задание звучит следующим образом:

The author was going to find out if his uncle          .

1.        wanted him to die

2.         wanted to help him

3.         was somewhere near him.

4.      was crazy [1, с.49]

6.    Ответы в тестовых заданиях должны быть подобраны по одному определенному логическому основанию.

7.    Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Следует применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.   Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось случайным образом. Тестологии предлагают два решения этой проблемы.

Во-первых, варианты ответов можно располагать от самого короткого к самому длинному или наоборот. Кроме того, их можно расположить в алфавитном порядке. Во-вторых, можно заготовить столько карточек, сколько есть вариантов ответов (например, четыре), написать на них цифры от 1 до 4 и перевернуть лицом вниз. Когда нужно определиться с местоположением правильного ответа, требуется лишь вынуть одну карточку. Номер на ней и будет номером верного ответа.

В материалах ЕГЭ по английскому языку присутствует еще один тип заданий, который можно назвать полуоткрытым. Особенность этих заданий состоит в наличии у испытуемых основы правильного ответа, с которой необходимо совершить определенные изменения таким образом, чтобы данные слова грамматически (и лексически) соответствовали содержанию текста. Сюда относятся первое и второе задание раздела «Грамматика и лексика».

Что же касается задания на восстановление последовательности, то его часто рассматривают как вариант задания на восстановление соответствия. Эти задания подходят для проверки таких знаний, где присутствует алгоритмическая деятельности или временные события.

При составлении языковых тестов данный вид задания чаще всего применяется в тестах по чтению и аудированию. Например, «Прочитайте текст и заполните пропуски 1-6 частями предложений A-F» или «Прослушайте текст. Расположите представленную информацию из текста в том порядке, в котором она представлена на записи».

Таким образом, тестовые задания закрытого типа обладают рядом преимуществ над заданиями открытого типа, главными из которых являются надежность (отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками) и объективность оценивания, охват большой области знания, что очень важно для тестов достижений, легкая обработка ответов. Кроме этого, простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок, а вероятность угадывания правильных ответов низка.

Достоинства тестовых заданий закрытого типа определяют их преобладание в материалах ЕГЭ по английскому языку. Такие тестовые задания позволяют достаточно точно выявить уровень подготовки испытуемых по английскому языку, а также обладают не только контролирующим, но и обучающим потенциалом в случае их использования в текущем учебном процессе.

 

Список литературы

 

1.   Английский язык. ЕГЭ-2016. Тренинг: все типы заданий / Под ред. Е.А. Фоменко – Ростов-на- Дону: Легион, 2015. – 256.

2.   Веселова Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. Лексика. (Готовимся к ЕГЭ). – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 88с.

3.    Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: «Интеллект-Центр», 2001г. – 296 с. (с.98)

4.   Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

5. Heaton J.B. Writing English Language Tests. – Longman, 1990. – 192p.

6. Hughes A. Testing for Language Teachers. – Cambridge, Cambridge University Press, 1996. – 172 p.