03 сентября 2017г.
Современные тенденции развития образования, связанные с внедрением интеграционных процессов требуют реструктуризации культурно-образовательного пространства школы, обеспечивающего полноценное образование обучающегося, независимо от их адаптационных возможностей, личностного развития и национальности. Одним из приоритетных направлений в развитии социальной и образовательной политики в развитых странах, включая Российскую Федерацию, является инклюзивное образование.
Основной целью инклюзивного образования является избегание социальной сегрегации детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности их участия в жизни образовательного учреждения, а также общества. Более конкретно данная цель может прозвучать следующим образом: обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5, с. 689].
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, где создаются специальные условия [3, с. 90].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся, определены:
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального использования;
– предоставление услуг помощника (тьютора), необходимой технической помощи;
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
– обеспечение доступа в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
– другие требования, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [7].
Выше перечисленные условия актуализируют инклюзивное образование, которое:
– во-первых, подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми коррекционно-педагогическая работа была начата на ранней стадии (с момента выявления нарушения в развитии);
– во-вторых, ребенок с нарушениями развития, обучающийся вместе с развивающимися сверстниками, не перестает нуждаться в удовлетворении его особых образовательных потребностей со стороны специалистов и должен оставаться под покровительством системы специального образования;
– в-третьих, инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в контексте «включенного образования» ребенок с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормотипичными сверстниками. Как правило, это возможно для детей с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме [2, с. 54].
Прогрессивное движение за качественное обновление школы требует создания оптимальных условий в инклюзивной образовательной среде, где акцент делается не только на образовательный процесс, но и организацию воспитательной деятельности, результатом которой является эффективная адаптация, в динамично меняющейся жизни детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитательная деятельность – система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.
Из обозначенного определения следует необходимость создания воспитательной среды способной объединить имеющиеся интеллектуальные, материальные и технологические ресурсы образовательного учреждения.
Основной целью воспитательной деятельности в образовательном учреждение является развитие общечеловеческих ценностей, на основе гуманизации и гуманитаризации образования, воспитания культурного и нравственного гражданина, уважающего свою семью, Родину, умение жить достойно в существующем обществе [1, с. 33].
Воспитательная деятельность включает в себя реализацию комплекса организационно- педагогических задач, решаемых педагогом, для обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбора форм и методов его обучения в соответствии с задачами и процессом их реализации. Эта работа включает организацию совместных мероприятий педагогов и обучающихся, а также предусматривает регулирование отношений социальных институтов, оказывающих значительное влияние на развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 77].
В рамках данного исследования, рассмотрена воспитательная работа в образовательной школе, где основным направлением в инклюзивном образовании является взаимодействие и сотрудничество всех без исключения субъектов образовательного процесса. Значимой средой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является социокультурная среда, где: происходит саморазвитие и самоопределение, накопление личного опыта; создается специально реабилитационное пространство для оптимального развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, его адаптации в обществе и социализации [6, с. 22].
Экспериментальное исследование воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования было организовано на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Тобольска. Отметим, что школа имеет достаточно значимый педагогический опыт по воспитательной деятельности с обучающимися, в том числе с ОВЗ.
В рамках данной школы была реализована программа воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования, направленная на:
– организацию целостного воспитательного пространства, сочетающего внутренние и внешние требования воспитания обучающихся, атмосферу школьной жизни, взаимоотношения между членами микрогрупп;
– формирование самоуправления учащихся, предоставление им возможности участия в организационн о-управленческих, культурно-досуговых и творческих мероприятиях;
– содействие развитию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
– привлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения их самореализации;
– формирование условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских объединений, повышения активности родительского сообщества; вовлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой и т.д.
Важнейшей особенностью в процессе реализации программы стала интеграция обучающихся с ОВЗ в образовательную среду школы. Среди мероприятий, которые способствовали интеграции обучающихся с ОВЗ стали: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Я – житель планеты земля», «Здоровье человека»,
«Когда труд в радость», «Правила и обязанности школьника». Традиционными мероприятиями стали акции: «Здоровые родители – здоровые дети», «Я, ты, он, она – вместе целая страна», «Помоги ближнему», «Моя семья – моя крепость».
Эффективность реализованной программы определяет положительная динамика диагностируемых параметров, а именно: воспитанности, школьной мотивации и удовлетворенности школьной жизнью обучающихся с ОВЗ.
По методике «Диагностика уровня воспитанности» (автор: М.И. Шилова) наблюдается прирост респондентов с высоким уровнем на 8% (с 11% до 19%) со средним уровнем – на 9% (с 52% до 61%); и уменьшение показателя респондентов с низким уровнем воспитанности на 17% (с 37% до 20%).
По методике «Анкета оценки уровня школьной мотивации» (автор: Н.Г. Лусканова), мы отмечаем прирост респондентов: с высоким уровнем школьной мотивации на 5% (с 7% до 12%) и со средним уровнем – на 38% (с 29% до 67%), а также уменьшение респондентов с низким уровнем – на 43% (с 64% до 21%) .
По методике «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреева) отмечается прирост респондентов с высоким уровнем удовлетворенностью школьной жизнью на 10% (с 18% до 28%), со средним уровнем – на 12% (с 48% до 60%) и уменьшение показателя респондентов с низким уровнем – на 22% (с 34% до 12%).
На основе теоретического анализа литературы и полученных результатов экспериментального исследования нами разработаны и предложены психолого-педагогические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях инклюзивного образования. Назовем некоторые из них:
– повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства педагогов посредством совместной деятельности взрослых и детей;
– создание в классе доброжелательной атмосферы для свободного выражения своих мыслей и чувств;
– расширение ролевого репертуара педагога – учителя, тьютора, фасилитатора, модератора, направленного на обеспечение полноценного развития и оказания поддержки обучающимся с ОВЗ;
- использование личностно-ориентированного, антропологического, экологического и гуманистического подходов в процессе воспитания обучающихся, в частности с ОВЗ.
Список литературы
1. Карпюк, И.А.. Воспитательная система школы [Текст]: пособие для руководителей и педагогов общеобразоват. школ / И.А. Карпюк, М.Б. Чернова. – Минск: Университетское, 2002. – 167 с.
2. Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2014. – 97 с.
3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. [Текст] / Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
4. Синицына, Г.П.. Воспитание современного школьника [Текст]: учеб. пособие / Г.П. Синицына; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 166 с.
5. Сунцова, А.С. Адаптивные технологии в инклюзивной школе [Текст] // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно- издательский отдел ГГТУ, 2016. – С. 686-693.
6. Технологии организации инклюзивного образования в условиях введения федеральных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения [Текст] / сост. Л. М. Беткер, Л.А. Белова, К.Г. Федорова – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2015.– 88 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.