В 2017 году в экзаменационной работе по истории из 25 текстовых заданий 12 требовали обращения к историческим источникам. В свою очередь, половина заданий из этого количества направлена на работу с текстовыми историческими источниками.
Верное выполнение этих 6 заданий обеспечивает получение 11 первичных баллов из 53 возможных, т.е. около 21 % от общего количества баллов, что актуализирует необходимость отработки навыков работы с ними среди учащихся. При этом, практика показывает, что значительному числу выпускников не удается успешно справляться с заданиями подобного рода. По итогам ЕГЭ 2016 года, в среднем, более половины сдающих не справились с анализом письменного исторического источника: процент выполнения задания 6- 43,9%, 10 -60,7%, 12 – 57,1%, 20 -39,0%, 21 – 71,3%, 22 – 28,8%.
Таким образом, проблема заключается в неумении проводить анализ исторических источников, что определяет необходимость использования на уроках различных приемов для облегчения этой задачи.
Разработчики КИМов ЕГЭ по истории предлагают следующий алгоритм анализа письменного источника: обращать при прочтении задания внимание на то, что нужно определить на основании текста (дата, имя, событие или др.); найти ключевые элементы текста, которые помогут провести атрибуцию; обобщить ключевые элементы, что поможет выйти на «подсказку», связанную с правильным ответом; соотнести «подсказку», полученную на основании обобщения, с вариантами ответов и выбрать правильный ответ.
Рассмотрев имеющиеся в информационном пространстве методы анализа, мы выявили наиболее подходящие их виды для использования при решении заданий ЕГЭ по истории и обобщили их в приведенной ниже таблице.
Табл. 1 Методы анализа исторического источника
|
Название метода |
Содержание метода и суть действий при анализе |
|
Комплексный анализ |
1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации) 2. Цель создания 3. Значимость данного источника для изучения темы 4. Ограниченность источника. 5. Какие факторы могут влиять на искажение истинного представления о событиях? 6. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую сомнения? |
|
Семантический |
Выделение и осмысление: |
|
анализ |
1. Отдельных слов/ терминов/ понятий 2. Грамматических конструкций («…если …, то…», «…после того, как…», «… по причине …») 3. Количественных характеристик объекта («каждого»/ «первого»/ «единственного») 4. Восстановление предметной ситуации (упрощенный пересказ с выделением основных фраз) |
|
Логический анализ |
1. Выделение терминов 2. Замена терминов их определениями 3. Вывод следствия из имеющихся данных (понятия, процессы, явления) |
|
Моделирование |
1. Анализ текста 2. Перевод текста источника на знаково- символический язык (графики/ схемы) 3. Построение модели и работа с ней 4. Соотнесение результатов, полученных при моделировании, с реальностью (т.е. текстом и вопросами) |
Разнообразие методов анализа позволяет учащимся в процессе отработки заданий ЕГЭ выбрать «свой» способ поиска верных ответов, в соответствии с особенностями склада их мышления. Однако, на начальном этапе освоения навыков анализа текста, их эффективное применение может быть затруднено для части школьников.
В ходе работы учащихся с текстовыми источниками нами был составлен метод анализа «Наполеон» (табл.2), который позволяет в компактной и доступной форме объединить максимальный объем информации и может служить универсальным методом анализа исторических источников любого вида (текста, иллюстрации, карты), понятным для использования даже учащимся среднего школьного звена.
Табл. 2 Метод анализа исторического источника «Наполеон»
|
«СЛОВА» |
«ЧИСЛА» |
|
Термины; речевые обороты; цитаты фраз |
Даты; количественные показатели; статистические данные; соотношения |
|
«ИМЕНА» |
«ДЕЙСТВИЯ» |
|
Персоналии; названия городов, рек и др.географических объектов |
Походы; войны; преобразования в различных сферах и др. |
В графы таблицы вносятся смысловые единицы как из предложенного текста, так и из вариантов ответа, поскольку после окончания первого этапа (группировки сведений), наступает основной этап (выявление причинно- следственных связей), отклонение «лишних» элементов, после чего - формулировка выводов и ответ на задание.
Для примера воспользуемся заданием 6 из варианта досрочного ЕГЭ по истории 2017 года: Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. К каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:
А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания. <…> На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»
Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали<…> а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу…».
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Описываемые события произошли в XVI в.
2) Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.
3) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.
4) Описываемые события произошли в XIII в.
5) Описываемые события произошли в XVII в.
6) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский.
|
«СЛОВА» |
«ЧИСЛА» |
|
«пришли немцы к Чудскому озеру»; «будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих»; «участник Земских соборов» |
« На второй же год после возвращения с победой князя» XVI в., XIII в., XVII в. |
|
«ИМЕНА» |
«ДЕЙСТВИЯ» |
|
«[неприятели] из западной страны»; «озеро Чудское»; «В Нижнем Новгороде»; «Козма Минин»; «князю Дмитрию Михайловичу»»; «прозвище Невский», «прозвище Донской» |
«пришли немцы и встретил их князь»; «покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов»; «слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали»; «начали мыслить, как бы помочь Московскому государству»; «задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу» |
После группировки сведений мы получили две содержательные линии:
1) «немцы-[неприятели] из западной страны»- «Чудское озеро»- «на второй год после возвращения с победы князя…» -«пришли немцы и встретил их князь»-«и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов», т.е. речь идет об Александре Невском и Ледовом побоище 1242 года (ответ: 4,6).
2) «слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали» - «будет нам похотеть помочи Московскому государству»- «В Нижнем Новгороде»- «Козма Минин»-«князю Дмитрию Михайловичу»- отрывок сообщает о формировании Второго народного ополчения под началом Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в период Смуты (ответ: 2,5).
Таким образом, одним из главных достоинств этого метода является развитие умения самостоятельно извлекать причинно-следственные связи из отдельных элементов текста и вариантов ответа. Кроме того, происходит процесс дифференциации, соотнесения исторических фактов, что также способствует концентрации внимания и позволяет в условиях ограниченного времени более эффективно выполнять задания ЕГЭ по истории.
1. Артасов, И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГГЭ 2016 года по истории.:// Режим доступа: //http://fipi.ru/sites/default/files/document/1471850804/istoriya.pdf
2. Ерохина, Е.Г. Фактуальность исторического текста: основы лингвистического анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/04/2765
3. Контрольно – измерительные материалы Единого государственного экзамена по истории (досрочный период): Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2017. Режим доступа: // http://fipi.ru/sites/default/files/document/2017/is_101.pdf
4. Чапайкина, Н. Е. Семантический анализ текстов. Основные положения // Молодой ученый. —2012. — №5. — С. 112-115.