Учебный предмет может оцениваться школьником с точки зрения личного познавательного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебным предметом, с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения той или иной учебной дисциплины, а также с точки зрения важности его для профессиональной подготовки. На основе данных оценок формируется общее и избирательное отношение школьников к учебным предметам. При этом избирательное отношение к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или иных учебных мотивов в их общей структуре, прямо или косвенно – через учебную мотивацию, оказывать влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения [4].
Сказанное имеет прямое отношение и к предмету «Физическая культура». Как теоретический, так и практический интерес представляет выявление факторов, от которых зависит общее отношение школьников к целям обучения, так как знание влияния этих факторов может позволить управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую систему обучения школьников.
Для изучения мотивов, характеризующих отношение школьников к предмету «Физическая культура», применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов.
В таблицах 1–3 представлены мотивы учения, характеризующие отношение школьников к предмету «Физическая культура». Для анализа мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура», доводы-мотивы у школьников 4-х классов проранжированы от большего числа школьников (в %) с положительным отношением к предмету к меньшему, а ответы школьников 9-х и 11-х классов представлены в % относительно иерархии доводов-мотивов школьников 4-х классов. Также нами все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура».
При анализе результатов анкетирования, представленных в Табл.1 видно, что ведущими мотивами, характеризующими положительное отношение школьников 4-х, 9-х и 11-х классов к предмету «Физическая культура», являются мотивы учения связанные с интересом к данному предмету, а также то, как преподает учитель и что данный предмет легко усваивается. В то же время можно заметить, что данные мотивы в большей степени выражены у школьников 4-х классов, а у школьников 11-х классов ведущим становится мотив учения, связанный с коммуникативными умениями педагога («у меня хорошие отношения с учителем»). Гедонистический мотив, связанный с получением удовольствия при изучении «Физической культуры», более характерен для школьников 4-х классов, в то время как только 54,4% девятиклассников и 58,9% одиннадцатиклассников отмечают данный мотив. Последнее можно наблюдать и относительно познавательных мотивов («предмет требует наблюдательности, сообразительности»). Причѐм в 9-х классах число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура» оказалось меньше, чем в 11-х классах – 48,2% и 56,5% соответственно.
Таблица 1 Число школьников (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ |
|
Люблю предмет, потому что |
4-е |
Классы
9-е |
11-е |
|
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
n=137 |
n=89 |
n=56 |
|
|
1 |
предмет занимательный |
95,1 |
76,4 |
77,5 |
|
|
2 |
нравится, как преподаѐт учитель |
93,5 |
79,1 |
79,0 |
|
|
3 |
просто интересно |
|
93,1 |
74,2 |
76,9 |
|
4 |
данный предмет интересен |
86,4 |
73,8 |
67,8 |
|
|
5 |
получаю удовольствие при его изучении |
85,2 |
54,4 |
58,9 |
|
|
6 |
требует наблюдательности, сообразительности |
80,8 |
48,2 |
56,5 |
|
|
7 |
предмет легко усваивается |
80,4 |
75,4 |
68,7 |
|
|
8 |
предмет требует терпения |
69,6 |
54,8 |
45,3 |
|
|
9 |
учитель интересно объясняет |
68,1 |
63,3 |
43,9 |
|
|
10 |
у меня хорошие отношения с учителем |
67,4 |
53,0 |
83,6 |
|
|
11 |
интересны отдельные факты |
66,2 |
44,3 |
53,6 |
|
|
12 |
предмет нужно знать всем |
63,4 |
48,5 |
44,7 |
|
|
13 |
предмет способствует развитию культуры |
60,7 |
55,4 |
58,0 |
|
|
14 |
предмет нужен для будущей работы |
60,7 |
24,6 |
24,0 |
|
|
15 |
предмет считается выгодным |
56,8 |
26,9 |
33,7 |
|
|
16 |
учитель часто хвалит |
|
55,6 |
30,2 |
41,1 |
|
17 |
товарищи интересуются этим предметом |
40,9 |
35,8 |
51,4 |
|
|
18 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
40,6 |
16,4 |
21,7 |
|
|
19 |
предмет заставляет думать |
39,1 |
29,5 |
26,1 |
|
|
20 |
родители считают этот предмет важным |
30,8 |
18,4 |
21,0 |
|
|
21 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
28,6 |
22,0 |
26,8 |
|
Примечание. Здесь и в Табл.2 и 3 курсивом выделены доводы-мотивы, характеризующие наибольшее
число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.
При рассмотрении мотивов школьников с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура» можно заключить, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьниками для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным (положительно высказались только 30,8% четвероклассников, 18,4% девятиклассников и 21,0% одиннадцатиклассников). Следует отметить, что представления о «нужности» предмета «Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так, 60,7% школьников 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 24,6% девятиклассников и 24,0% одиннадцатиклассников с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета. В тоже время необходимо заметить, что интерес школьников к предмету «Физическая культура» растѐт. Так, если только 40,9% четвероклассникам нравится данный предмет, «потому что товарищи интересуются этим предметом», то у одиннадцатиклассников положительно на этот довод ответило 51,4% школьников.
Мотив подкрепления-поощрения (похвала) на занятиях физической культурой имеет большее значение для школьников 4-х и 11-х классов, чем для школьников 9-х классов: всего 30,2% девятиклассников положительно ответили на довод «потому что учитель часто хвалит».
Перейдѐм к анализу мотивов, характеризующих возрастную динамику изменения положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура» в зависимости от их половой принадлежности. Результаты анкетирования представлены в табл. 2 и 3.
Так, у школьников мужского пола 4-х, 9-х и 11-х классов (Табл.2) ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьников, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 76,2 – 93,1%%.
Из ответов школьников также можно видеть, что предмет «Физическая культура» недостаточно способствует развитию познавательных мотивов (доводы «предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире» и «предмет заставляет думать»).
Таблица 2 Число школьников мужского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ |
|
Люблю предмет, потому что |
4-е |
Классы
9-е |
11-е |
|
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
n=73 |
n=49 |
n=24 |
|
|
1 |
предмет занимательный |
93,1 |
82,1 |
87,1 |
|
|
2 |
нравится, как преподаѐт учитель |
91,2 |
76,2 |
78,7 |
|
|
3 |
данный предмет интересен |
91,2 |
86,9 |
87,8 |
|
|
4 |
просто интересно |
|
91,2 |
91,7 |
87,8 |
|
5 |
получаю удовольствие при его изучении |
86,4 |
61,3 |
71,1 |
|
|
6 |
предмет легко усваивается |
81,0 |
81,0 |
80,1 |
|
|
7 |
требует наблюдательности, сообразительности |
77,9 |
56,0 |
71,0 |
|
|
8 |
предмет нужен для будущей работы |
73,7 |
37,5 |
50,3 |
|
|
9 |
предмет требует терпения |
69,4 |
60,2 |
42,0 |
|
|
10 |
предмет нужно знать всем |
67,2 |
52,4 |
58,7 |
|
|
11 |
учитель интересно объясняет |
66,5 |
63,7 |
65,0 |
|
|
12 |
у меня хорошие отношения с учителем |
65,5 |
52,4 |
78,7 |
|
|
13 |
предмет способствует развитию культуры |
62,6 |
64,3 |
70,3 |
|
|
14 |
учитель часто хвалит |
|
60,7 |
3,5 |
41,3 |
|
15 |
предмет считается выгодным |
60,2 |
34,0 |
46,5 |
|
|
16 |
интересны отдельные факты |
55,5 |
57,1 |
49,6 |
|
|
17 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
46,4 |
13,1 |
42,0 |
|
|
18 |
товарищи интересуются этим предметом |
42,0 |
46,4 |
58,7 |
|
|
19 |
родители считают этот предмет важным |
38,0 |
15,5 |
25,2 |
|
|
20 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
34,6 |
27,4 |
45,1 |
|
|
21 |
предмет заставляет думать |
32,0 |
33,3 |
37,5 |
|
Следует заметить, что не способствует формированию положительной мотивации школьников к физической культуре мнение родителей о важности предмета «Физическая культура». Так, только 15,5 – 38,0%% школьников 4-х, 9-х и 11-х классов отметили, что их «родители считают данный предмет важным».
При анализе результатов анкетирования школьниц (Табл.3) видно, что ведущими мотивами-доводами, способствующими положительному отношению к предмету «Физическая культура», можно считать, как и у школьников мужского пола, занимательность, интересность предмета, его лѐгкая усвояемость и то, как преподаѐт учитель: число школьниц, положительно ответивших на эти мотивы-доводы, составило 49,4 – 97,7%%.
Таблица 3 Число школьников женского пола (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ |
|
Люблю предмет, потому что |
4-е |
Классы
9-е |
11-е |
|
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
n=64 |
n=40 |
n=32 |
|
|
1 |
предмет занимательный |
97,7 |
69,3 |
69,9 |
|
|
2 |
нравится, как преподаѐт учитель |
96,5 |
76,7 |
79,2 |
|
|
3 |
просто интересно |
|
95,3 |
52,8 |
67,5 |
|
4 |
данный предмет интересен |
92,9 |
57,8 |
49,4 |
|
|
5 |
получаю удовольствие при его изучении |
83,4 |
46,0 |
48,9 |
|
|
6 |
требует наблюдательности, сообразительности |
80,1 |
38,7 |
42,5 |
|
|
7 |
предмет легко усваивается |
75,5 |
68,7 |
58,2 |
|
|
8 |
интересны отдельные факты |
75,5 |
28,4 |
56,1 |
|
|
9 |
учитель интересно объясняет |
70,5 |
62,8 |
49,6 |
|
|
10 |
предмет требует терпения |
69,4 |
48,4 |
44,8 |
|
|
11 |
у меня хорошие отношения с учителем |
69,2 |
66,5 |
88,3 |
|
|
12 |
предмет нужно знать всем |
58,9 |
43,8 |
30,8 |
|
|
13 |
предмет способствует развитию культуры |
58,8 |
44,5 |
47,0 |
|
|
14 |
предмет считается выгодным |
52,7 |
18,3 |
23,2 |
|
|
15 |
товарищи интересуются этим предметом |
49,4 |
22,8 |
42,5 |
|
|
16 |
учитель часто хвалит |
|
49,2 |
27,9 |
41,7 |
|
17 |
предмет заставляет думать |
48,0 |
25,0 |
16,5 |
|
|
18 |
предмет нужен для будущей работы |
46,0 |
8,7 |
2,4 |
|
|
19 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
34,0 |
20,4 |
4,8 |
|
|
20 |
родители считают этот предмет важным |
22,4 |
11,0 |
18,4 |
|
|
21 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
22,3 |
15,3 |
11,9 |
|
При рассмотрении мотивов школьниц с наименьшим положительным отношением к предмету «Физическая культура» видно, что значимость знаний, приобретаемых на уроке школьницами для поступления в институт, низка; предмет недостаточно способствует познавательной активности, да и родители согласно ответам школьников не считают этот предмет важным. Следует отметить, что представления о «нужности» предмета
«Физическая культура» у школьников претерпевают значительные изменения. Так, 46,0% школьниц 4-х классов считают данный предмет нужным для будущей работы и только 8,7% девятиклассниц и 2,4% одиннадцатиклассниц с этим согласны. Такая же динамика наблюдается в оценке «выгодности» предмета.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что структура мотивов, характеризующих положительное отношение школьников к предмету «Физическая культура», сложившаяся у школьников 4-х классов, претерпевает за годы обучения в школе незначительные изменения. Вместе с тем, следует отметить, что число школьников с положительным отношением к данному предмету в изученных проявлениях мотивации к 11-му классу снижается (особенно у девушек), что соответствует данным, представленным в работах Е.П. Ильина [1; 2]. В этой связи следует согласиться с А.К. Марковой [3], которая пишет, что к мотивационной сфере школьника целесообразно подходить как к развивающемуся, динамичному явлению, а не как к статичной характеристике, к «застывшему» качеству личности школьника.
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во Питер, 2003 - 544 с.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
4. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В.А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.