Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В последнее десятилетие в России активно идет реформирование системы образования. Сегодня повсеместно образовательные учреждения реализуют инновационные подходы в образовательном процессе. В связи с этим, одним из сложных аспектов является не столько разработка и введение нового в образовании, сколько необходимость трансформации педагогической и психологической практики для реализации данных инноваций. Именно поэтому, одной из основных задач работы педагога-психолога на сегодняшний день является повышение психологической компетентности педагогов, сохранение и укрепление их психологического здоровья, профилактика синдрома профессионального выгорания. Наиболее эффективными формами и методами работы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов являются интерактивные. Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Понятие интерактивного обучения в образовании не является новым для теории и практики обучения. Данной проблемой занимались А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, М. В. Кларин, В. В. Сериков, Г. П. Щедровицкий и другие, но целостная теория интерактивного взаимодействия, тем более в отношении работы с педагогическими кадрами, до сих пор не выстроена. При организации интерактивного процесса психолог (ведущий, педагог, учитель) выступает в позиции консультанта - фасилитатора. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить инструментами для успешной работы. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная технология представлена широким спектром приемов и методов, которые позволяют сделать работу с педагогами содержательной, интересной и насыщенной. Вот только некоторые из них: ролевое моделирование, деловые игры, упражнения-энергизаторы, «мозговой штурм», групповая дискуссия, работа в парах (тройках), анализ аудио-видео материалов (флештренинг), коллективная творческая деятельность и др.

Наиболее интересным интерактивным методом работы с педагогами можно назвать флештренги. Метод, разработанный практикующим педагогом-психологом Самсоновой О.В, основывается на использовании и анализе видеоматериалов. Флэштренинг – это направление в арттерапии, основанный на просмотре видеоряда определѐнной тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика. Понимание содержания ―флэшки‖ (видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания. Этапы флэштренинга:
 участники смотрят видеоролик;
 участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;
 педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
 участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
 участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.
Еще одним эффективным интерактивным методом работы с педагогами является коллективная творческая деятельность, основанная на выполнении групповых арт-терапевтических упражнений. Арт-терапия - это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы не насильственно и очень успешно. Арт-терапия позволяет: -развить спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); -изучить и переосмыслить свой жизненный опыт; -разрешать проблемы легко и красиво; -научиться общаться на невербальном уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); -учиться рефлексии и самовыражению, доставляя удовольствие себе и другим. Основаны на взаимодействии педагогов многие психологические игры, широко используемые в практической психологической деятельности. Психологические игры и упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Неотъемлемым атрибутом интерактивного занятия, как с обучающимися, так и с педагогами , являются упражнения-энергизаторы. Упражнения-энергизаторы включаются в структуру занятий на разных этапах. Так, использование энергизатора вначале занятия, способствует созданию доброжелательной атмосферы, снижению психоэмоционального напряжения, сплочению группы . Включение энергизатора в середине, в конце занятия (либо в зависимости от групповой динамики) помогает снять мышечное напряжение у участников, стимулировать внимание. Как было подмечено ранее, в структуру интерактивного занятия обязательно включение групповой рефлексии. Рефлексия (англ. reflection) - это "мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к cебе и к другим, своих задач, назначения» Цель рефлексии: создание условий для осмысления полученных знаний, умений и развития эмоционально-оценочных суждений Кроме перечисленных методов интерактивного обучения заслуживает особого внимания еще один - мозговой штурм. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Этапы и правила мозгового штурма: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Правила для этого этапа: максимальное количество идей, полный запрет на любую критику (в том числе положительную)

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окон-чательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется. Использование интерактивных методов в профессиональной деятельности на протяжении ряда лет доказывают свою эффективность. Педагоги с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых психологом. Следовательно, снижается риск формирования синдрома профессионального выгорания, укрепляется психологическое здоровье педагогов, повышается уровень их психологической компетентности. Интерактивные методы в работе педагога-психолога с педагогами – интересное, креативное, перспективное направление в образовании, отвечающее запросам современного общества.

 Список литературы
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. -Волгоград: Учитель, 2009-122с.
2. Давыдова О. И., МайерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
3. Зарецкая Л.В. Интерактивные технологии в образовании: урок-тренинг.// Вестник практической психологии образования. 2005.№ 3(4), с.102-112.
4. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей М., 2004.
5. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005.
6. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материалы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
7. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005.
8. Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. -Волгоград: Учитель, 2008.-158с.