Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Свх Герейханова 1-Й
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В современном обществе происходят стремительные изменения, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. «Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы крадѐм у наших детей завтра» Ю. Дьюи

Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях еѐ обилия, усваивать еѐ в виде новых знаний. Сегодня наши ученики должны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в современном высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.

«Важнейшая задача цивилизации –   научить человека мыслить» Т. Эдисон

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В связи с этим функция учителя как источника знаний снижается. Задача учителя – направить образовательный процесс в нужное русло, дать ссылки на качественные ресурсы и проследить за пониманием учениками материала, помочь каждому в его освоении. Роль учителя как координатора образовательного процесса должна поддерживаться современными достижениями, среди которых – компьютерные технологии. Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования.

Школьный урок – это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование интерактивных образовательных систем создаѐт прекрасные развивающие возможности, как для детей, так и для самих учителей, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Все это подталкивает меня к поиску объективных инновационных технологий и использование их в своей практике.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

На своих занятиях использую различные технологии: проектный метод, игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ технологии, тестовые технологии.

Проектную деятельность я начинаю уже с пятого класса.Учащиеся 5 класса с увлечением составляют кроссворды, математические ребусы, придумывают свои задачи, рассматриваем конструирование фигур из бумаги на примере известной головоломки ―Танграм‖, им же пользуюсь на уроках геометрии. Такие задания с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом одолевают математику. Таким образом, они усваивают математические термины, учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всѐ это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Для контроля знаний применяю тестовые технологии. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Китайская мудрость гласит: ―Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю‖. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

При работе в старших классах наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение семантических моделей по математике. Следует отметить, что основанием для разработки семантических моделей процесса обучения является их наглядность, выразительность и образность, позволяющим легче выявить и показать логические отношения между понятиями учебного материала [Сохор А.М.; Шихнабиева Т.Ш.- докт.дисс.].

К таким интеллектуальным обучающим системам можно отнести: «Каспий»(Шихнабиева Т.Ш.), Itis Learning System(Буторин Д.Н.), WITS(Whole-course Intelligent Tutoring System – интеллектуальная обучающая система для широких учебных курсов), IDEA(Строгалов А.С.) .

Анализ результатов выполнения заданий по ЕГЭ [ФИПИ(2008-2015,г)] базового и повышенного уровня сложности показывает, что основными проблемными разделами математики в заданиях являются: тригонометрия, сложные логарифмические уравнения, текстовые задачи на составление уравнений, и, конечно, геометрия. Трудность этих разделов для учеников может быть обусловлена различными причинами. Решение тригонометрических тождеств, уравнений и неравенств может оказаться трудной, потому что учащиеся не имеют знаний по основным тригонометрическим формулам и не могут их правильно применять при решении уравнений, а тригонометрических функций – не умением правильно исследовать тригонометрические функции. Трудность такого рода может быть устранена путем применения соответствующей методики обучения.

Одним из вариантов решения данной проблемы является моделирование логической структуры учебного материала на основе адаптивных семантических моделей. «Под адаптивной семантической моделью учебного материала понимается иерархическая структура в виде семантической сети представленная ориентированным графом, в вершинах, которого находятся понятия изучаемой предметной области, а ребра обозначают отношения между ними».[1.стр 4]. Разработанная иерархическая многоуровневая семантическая модель предметной области «математика» по разделу «тригонометрические выражения и их преобразования и тригонометрические функции», представлена на Рисунке 1, где понятия в зависимости от их сложности распределены по уровням.

Так, на самом верхнем уровне расположены классы понятий, далее на уровень ниже размещены обобщенные понятия и на самом нижнем уровне – конкретные (элементарные) понятия. Такой подход к организации знаний при разработке обучающихся систем позволяет значительно сократить время обучения. Модель в виде иерархической семантической сети, являясь логической структурой изучаемой предметной области, показывает также учителям последовательность изложения учебного материала.




Рассмотрим фрагмент семантической сети по теме «тригонометрические выражения и их преобразования». В рамках указанной темы изучаются определения sin x, cos x, tg x, ctg x, свойства, радианную меру угла, основные тригонометрические формулы и их применение к преобразованию выражений,частные случаи тригонометрических уравнений и неравенств. На Рисунке 2 приведен пример описания в виде семантической сети.



На    следующем    примере     (Рисунок     3)     рассмотрим    фрагмент    семантической    модели    на    тему «тригонометрические функции». В рамках указанной темы изучаются понятия тригонометрических функций, основные свойства функций (область определения, область значений, экстремумы, наименьший положительный период и т.д.).


На Рисунке 4 дан фрагмент обобщенной семантической сети по теме «тригонометрические функции». Данный фрагмент отражает взаимосвязь входящих в нее объектов. Рассмотрены основные свойства и характеристики тригонометрических функций.


Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неѐ очень важно в обучении. Итак, внедрение разработанных семантических моделей в процесс обучения математики позволяет качественно усвоить учащимися разделов алгебры тригонометрия, сложные логарифмические уравнения и неравенства.

Моделированная форма обучения обеспечивает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями и тех, которые не только полностью овладели необходимыми знаниями, но и могут применять их в новых ситуациях, владеют умениями на более высоком уровне.



Список литературы

1.      Буторин Д.Н. Интеллектуальная обучающая система ITiS Learning System на основе проблемных ситуаций. кандид. дис.2008 год

2.      Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении [Текст] / К.Р. Мамадалиев // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 450-452.

3.      Строгалов Александр Сергеевич к.ф.-м.н. инструментальная среда «IDEA»

4.      Шихнабиева Т.Ш. «Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей». Автореф. Док.дис. Москва 2009 г;