Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 октября 2019г.

Аннотация. В статье рассматривается роль принципа наглядности и анализируются эффективные способы использования визуализации учебного материала на уроке английского языка.

Ключевые слова: визуализация, обучение английскому языку, мультимедийная презентация, инфографика, ментальная карта.

Проблема мотивации к изучению английского языка в школе не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, каждый год пополняется рядом вопросов, требующих решения в целях увеличения эффективности процесса обучения. Одним из способов повышения мотивации является визуализация материала как практика активного обучения. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и материалы, представленные на образовательных форумах и в электронных педагогических журналах [1,2,12].

Под термином «визуализация» подразумевается изменение формы представления информации без нарушения ее содержания, то есть систематизация и упорядочение материала для его изложения в графической или иной форме[11].

Согласно современному заказу общества, поиск оптимальных путей организации учебно- воспитательного процесса, а также рациональных вариантов содержания обучения и его структуры требует современных способов визуализации, особая роль которых является не только результатом развития технологий, упрощающих поиск и доступ к информации, но и потребности в быстром обучении и запоминании больших объемов материала.

Главной целю использования любого способа наглядной демонстрации учебного материала является возможность реализации двухканальной коммуникации, и, соответственно, увеличения объема передаваемой информации [10]. Языковой материал становится компактным и лишенным излишних деталей, что позволяет обучающимся тратить меньше времени на его запоминание. По этой же причине исчезает страх перед большим объемом информации для усвоения, что ведет к повышению мотивации. Четкость структуры визуализированного материала и его эргономичность упрощают процесс восприятия. Данные свойства визуализации особенно полезны при введении новой лексики, так как они положительно влияют на языковую догадку обучающихся, развивают ее, что приобретает исключительную роль, если речь идет о явлении, с которым школьники не знакомы.

Визуализация отвечает принципам и требованиям личностно-ориентированного обучения, активизирует мышление обучающихся, соответствует возрастным особенностям обучающихся, а также подходит для осуществления самостоятельной работы и работы с обучающимися с ОВЗ (в частности обучающихся с дислексией) [6]. Она помогает не только вовлечь обучающихся в учебный процесс, но и использовать при этом современные средства ИКТ, которые играют особую роль в иноязычном образовании на настоящем этапе его развития [8].

Изучение литературы, посвященной современным методам повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе посредством визуализации информации, позволило нам выделить такие способы как:

1)   мультимедийная презентация;

2)   интерактивная викторина;

3)   инфографика;

4)   ментальная карта [3].

В методике подобные способы упорядочивания учебного материала носят название активного обучения [4], определенного А.А. Вербицким как переход от алгоритмизированных методов организации дидактического процесса к исследовательским, развивающим и способствующим творческому и мотивирующему обучению [9].

Так, например, использование мультимедийных презентаций, то есть слайдов, содержащих краткую и структурированную информацию на определенную тему, является одним из основных требований применения современных технологий на уроке. Мультимедийные презентации являются их более инновационной версией, так как дополнительно включают использование динамики, звука, изображения, комбинируя ряд аспектов, позволяющих наиболее эффективно удержать внимание слушателя. Мультимедийные презентации отличаются большей наглядностью предоставляемого материала. Они представляют собой материал, творчески адаптированный учителем для определенного возраста обучающихся.

На сегодняшний день мультимедийные презентации являются одним из наиболее эффективных и часто используемых способов предоставления учебного материала, так как практически каждый учитель владеет навыками их создания и интегрирования в учебный процесс.

Мультимедийная презентация может быть использована при обучении всем аспектам языка, то есть фонетике, лексике и грамматике, а также на разных этапах обучения, например, при введении нового материала или контроле его усвоения. Такой вид предоставления материала способен активизировать все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Использование мультимедийных презентаций не нарушает структуру и ход занятия, сохраняя все необходимые элементы образовательного процесса.

Грамотный отбор содержания презентации подразумевает, в первую очередь, то, что содержимое слайдов не должно дублировать материал, озвучиваемый учителем. В противном случае уровень внимания обучающихся снизится, как и их заинтересованность в самой презентации и таким образом ее необходимость на уроке как таковая встанет под вопрос.

Лаконичность презентации подразумевает систематизацию выбранного материала, разработку единого дизайна и разбавление «сухого» текста иллюстрациями, графиками, фотографиями, видео и аудио фрагментами.

Порядок расположения слайдов и наличие необходимых структурных элементов презентации, таких как титульный слайд, оглавление, сам учебный материал, выводы, информационные ресурсы по теме особенно важны для логического построения работы с презентацией.

Таким образом, при корректном подходе к составлению презентации могут значительно облегчить передачу ряда языкового материала за счет наглядности, краткости и информативности, а также использоваться учителем как раздаточный или справочный материал для самостоятельного изучения.

Интерактивная викторина, то есть игра-презентация, насыщенная различными элементами визуализации, эффективна благодаря именно ее игровой направленности. Это связано с тем, что игра создает необходимое для любого обучающегося умственное напряжение, при этом раскрывая его через активную, творческую и увлекательную деятельность.

Такой вид работы на уроке соответствует трем главным целям, то есть образовательной (например, информация о стране изучаемого языка, введение новой лексики), развивающей (закрепление знаний, анализ и оценка визуальных образов) и воспитательной (работа в команде). Составление подобной викторины не требует использования сложных программ, а также может быть полностью основано на материале УМК.

Таким образом, урок, на котором закрепление пройденного языкового материала проводится в форме интерактивной викторины, обладает большим мотивирующим эффектом, при этом не теряя обучающей и развивающей составляющих, в отличие от любого вида тестирования: открытого или закрытого.

Еще одним эффективным способом представления информации в графическом виде является инфографика или информационная графика. Главной целью здесь является быстрая и четкая передача большого объема информации с помощью схем, рисунков, кратких комментариев и графиков, поэтому такой способ визуализации особенно подходит для введения, закрепления или обобщения лексико- грамматического или лингвострановедческого материала [7].

Составление такого рода схемы – процесс одновременно сложный и нет. Безусловно, обилие Интернет-ресурсов для создания инфографических изображений облегчает эту задачу, однако не каждая схематичная картинка может быть отнесена к инфографике. Необходимо учесть ряд правил и нюансов для достижения ее максимальной эффективности. Например, согласно А. Каиро, автору многочисленных научных работ об инфографике, к ряду важнейших законов успешной визуализации информации относятся наличие контекста, детальный анализ всей информации, особенно сложной, которую не всегда можно представить в упрощенной форме и концентрация только на самых необходимых деталях, учитывающая потребности конкретной целевой аудитории [13].

Именно эти критерии характеризуют инфографику как сложный процесс, требующий тщательной проработки информации и учета большого количества деталей. Однако, трудоемкость данного способа визуализации оправдывается повышением мотивации обучающихся, которую вызывает сочетание яркого оформления текстового содержания и присутствие образно-символических объектов, требующих догадки [7]. Например, эту технологию можно успешно применять при отработке времен, предлогов, идиоматических выражений. Компактность схем позволяет использовать их на уроке и в качестве раздаточного материала.

Еще одним способом визуализации является ментальная карта или карта памяти, позволяющая изображать объекты и связи между ними для лучшего запоминания. Чаще всего, она применяется для изучения лексики или грамматики иностранного языка.

Это диаграмма, в которой ряд второстепенных идей и соотносящихся с ними аспектов расположен вокруг главной мысли или термина, и которая используется для структурирования и наглядного изображения этих идей, связанного с радиантностью мышления, то есть ассоциативным мыслительным процессом, направленным от одного центрального объекта [7].

Автором данного способа визуализации считается британский психолог Тони Бьюзен, он же сформулировал ряд ключевых моментов применения ментальных карт на уроке [13]. Во-первых, ментальные карты привлекают внимание обучающихся, потому что не являются чем-то стандартным и привычным: несмотря на их эффективность, не многие учителя активно ими пользуются. Во-вторых, использование ментальных карт в презентациях также способствует повышению мотивации и интереса школьников, ведь учебный материал становится более адаптивным. Огромную роль, согласно Бьюзену, играет и тот факт, что ментальные карты не просто иллюстрируют материал, но и выявляют взаимосвязи между рядом понятий и явлений, то есть демонстрируют целостную картину какого-либо предмета, вмещая в себя большой объем информации, при этом представляя собой достаточно небольшое и зачастую яркое, креативное изображение. Таким образом, карта памяти может применяться и как способ преобразования однообразного линейного, то есть последовательного, текста в легкое для запоминания и воспроизведения в памяти изображение.

Как и мультимедийные презентации, карты памяти могут применяться на любом этапе обучения иностранному языку – при введении нового материала, его семантизации или активизации, обобщении, организации поиска решения проблемы. Но чаще всего учителя применяют этот способ при первом знакомстве с языковым материалом и анализе его ключевых идей. Ментальные карты могут применяться для организации групповой или самостоятельной работы в классе, работы со словарями, активизации творческих и интуитивных способностей обучающихся [5].

Каждый из представленных в статье способов визуализации непосредственно направлен на качественное повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка в школе.

Поиск новых способов подачи информации в сжатом и доступном виде, быстрый темп обучения, связанный с развитием новых течений в методике обучения, а также доступность современных технологий, их популярность и востребованность среди обучающихся обуславливают актуальность проблемы визуализации в обучении английскому языку.

 

Список литературы

 

1.    Аленина, Л.Н. Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка [Электронный ресурс]. – URL:https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2017/01/31/sposoby- povysheniya-motivatsii-shkolnikov-k-izucheniyu

2. Арутюнова, В. А. Мотивация как основа обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. – URL:    https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3341

3.   Денисова, Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. // Иностранные языки в школе. 2008. № 3. С. 20-27.

4.   Зарукина, Е. В. З34 Активные методы обучения: рекомендации по разработке. и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

5.   Изотова, Н. В., Буглаева Е. Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник БГУ. 2015. №2. С. 70-73.

6. Ковальчук, М. В. Приемы обучения чтению обучающихся с дислексией в рамках инклюзивного подхода / М. В. Ковальчук, Е. Е. Матвеева // Инклюзивное иноязычное образование сегодня : проблемы и решения. Сборник статей по итогам III международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 17-21.

7.   Кодзова, З. Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Т. 53. № 3. С. 21-28.

8.     Коняева, Л. А., Рабкина Н. В. К вопросу о визуализации в образовательном процессе // Интеграция современных научных исследований в развитии общества : Международная научно- практическая конференция. 2016. Т. 2. С. 83-86.

9.   Кравченко, Е. В., Титова О. К. Методы визуализации информации при обучении английскому языку // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 57-60.

10.       Носков, С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. №2(20). С. 162-165.

11.    Сверчкова, Ю. А. Визуализация учебной информации как средство преобразования блоковых моделей // Педагогика и психология, теория и методика обучения : Межвузовский сборник статей. ННГАСУ. 2012. – 650 с.

12.    Федотова, О.А. Способы повышения мотивации в изучении английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/sposobi-povisheniya-motivacii-v-izuchenii-angliyskogo-yazika- 615922.html

13.    Салюк, Б. Методика формуванняiншомовноїкомунiкативноїкомпетентностi. Технологiївiзуалiзацiїданих у викладаннiанглiйскоїмови у вищихнавчальних закладах // Науковi записки. Серiя : педагогiка. 2016. № 4. С. 31-38.