Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни становится одной из самых актуальных задач в настоящее время. В педагогическом словаре установка трактуется как «неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями ее удовлетворения. Установка – механизм регуляции деятельности; ее регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определенных задач» [2].

В психологическом словаре понятие «установка» определяется как «состояние преднастройки (сознательной или бессознательной) на восприятие определенного предмета, человека, явления, ситуации под специфическим углом зрения или на совершение каких-либо действий в данной ситуации» [1].

Итак, под понятием «установка» мы будем понимать готовность к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности.

Выбор технологий, методов и приемов работы с учащимися по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни, является приоритетной задачей в настоящее время. Одной из задач проведенного нами исследования явилось создание модели деятельности педагога по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

На основе анализа результатов изучения сформированности здорового образа жизни у учащихся, изучения педагогической, психологической, медицинской литературы, учебных и справочных материалов нами была разработана, апробирована и внедрена модель деятельности педагога по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни. При разработке модели мы опирались на теоретические положения Абаскаловой Н.П., Бешенкова С.А., Зверковой А.Ю., Калюжного Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю., Напреева

С.Г., Ниретина Н.И., Пищаевой М.В., Подласого И.П., Поповой А.В., Смирнова Н.К., Уемова А.И., Шнайдер О.С., и др..

Разработанная нами модель состоит из трех блоков: целевого, содержательно – деятельностного и диагностико-результативного.

Модель деятельности педагога по формированию у младших школьников установки на здоровый образ жизни направлена на мотивацию детей (желание заботиться о своем здоровье). Основными подходами к созданию данной модели явились системный и деятельностный. «Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь» [3, с.11]. Системный подход к формированию установки на здоровый образ жизни заключается в необходимости осуществлять деятельность, которая способствует взаимосвязи усвоенных знаний о здоровье, здоровом образе жизни, об основных способах укрепления и сохранения здоровья и их практическим освоением.

«Деятельностный подход ориентирует на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и еѐ результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребѐнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, еѐ организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности» [3, с.11].

Методологическую основу данной модели составили принципы научности, природосообразности, сознательности и активности.

Системообразующим блоком в модели является целевой блок. Основная цель – формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

-   информировать учащихся о значимости здорового образа жизни;

-   формировать мотивацию к здоровому образу жизни;

-   выработать у учащихся практические навыки сохранения и сбережения здоровья;

-   воспитать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью.

Способы реализации этих задач отражены во втором блоке нашей модели – содержательно- деятельностном. В основе модели лежат здоровьесберегающие технологии. Н.К. Смирнов трактует это понятие как все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни[4, с.1]. Здоровьесберегающие технологии предполагают применение различных форм и методов работы с учащимися.

Содержательно-деятельностный блок модели содержит также тематику мероприятий, направленных на формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Она представлена двадцатью восьмью занятиями, которые включают проведение спортивных праздников, эстафет, конкурсов, экскурсий, формирующих у учащихся интерес к занятиям спортом.

Данная модель обеспечивает единство физического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья учащихся.

Психическое здоровье человека является важной составной частью общего здоровья человека, поэтому мы включили темы, формирующие данный вид здоровья. На таких занятиях детям дается представление о душевном здоровье человека, выясняется, какое у учащихся бывает настроение, рассказывается, каким образом сделать настроение хорошим. С целью формирования у младших школьников умения контролировать и анализировать свое поведение и эмоции, умение снимать раздражительность, усталость и недовольство, проводятся психотренинги.

Духовно-нравственное и социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде, поэтому имы включили темы, формирующие представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, показывающих их ценность, а также формирующих у учащихся дружелюбие и чувство справедливости.

Мероприятия, направленные на формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни, содержат досугово-развлекательную деятельность (участие в викторинах и конкурсах, игры и т.п.).

Последний блок нашей модели – диагностико-результативный блок, который содержит следующие

критерии: когнитивный,  мотивационный,  эмоциональный и поведенческий. Данный блок дает возможность оценить эффективность реализации модели и сформированность у младших школьников установки на здоровый образ жизни. Блок включает такие средства диагностики как анкета «Представления о здоровье», тесты «Отношение детей к своему здоровью», «О правильном питании», а также валеологические ситуации, которые помогают детям овладеть нормами и правилами поведения.

Результатом реализации данной модели является сформированность у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

 

Список литературы

1.      Зинченко В.П. Психологический словарь[Текст]:/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М., 2-е перераб. – Н – Астрель и АСТ Транзиткнига, 2006.– 479с.

2.      Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст]:/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 176с.

3.      Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие /Ю.З.Кушнер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

4.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст]: Н.К.Смирнов. –М.: АРКТИ, 2005. – 320с.