Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МИНИ-КЕЙСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Перед высшей школой стоит  задача подготовки специалистов, обладающих не только высоким профессиональным потенциалом, но и готовых к самостоятельному творческому поиску, росту и саморазвитию, способных легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни. Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Целью нашей работы является обобщение опыта использования интерактивных технологий обучения с применением элементов case-study (мини-кейсов) и оценка их роли в формировании профессиональных компетенций у студентов различных специальностей (Лечебное дело, Педиатрия, Медицинская биохимия, Медико-профилактическое дело, Фармация, Стоматология) в процессе освоения фундаментальной дисциплины «Биологическая химия».

К современным педагогическим тенденциям относят интеграцию в образовательный процесс кейс- технологий. Исходя из целей и задач процесса обучения применяют различные типы кейсов. В учебный процесс внедряют практические кейсы, в которых подробно и детально отражена определенная жизненная ситуация; их используют для закрепления знаний и умений студентов, навыков поведения или принятия решений в конкретной ситуации. Обучающие кейсы отражают типичные ситуации, которые наиболее часто встречаются в практической деятельности специалиста определенной профессиональной направленности, их используют преимущественно для реализации учебных и воспитательных задач. Исследовательские кейсы моделируют новые знания о ситуации и поведении в ней, они способствуют обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Кейсы могут быть классифицированы как сюжетные или бессюжетные (представлены  только цифровые  данные).  Кейс-технология реализует свой потенциал на базе соответствующего методического обеспечения только в том случае, когда разработаны качественные кейсы и предусмотрены все возможности использования этой технологии в разных видах учебной деятельности (лабораторно-практические занятия, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, рубежный и промежуточный контроль) [1].

Важнейшим структурным элементом предметной подготовки в медицинском вузе при изучении биохимии на базовом уровне являются лабораторные работы. Именно эксперимент дает наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах; учит студентов умению наблюдать, оценивать полученные результаты, делать выводы и обобщения [3]. К сожалению, традиционная схема проведения лабораторных работ зачастую не позволяет в полной мере реализовать их дидактический потенциал, так как не до конца разрешена проблема повышения прочности знаний студентов, получаемых при их выполнении. По нашему мнению наиболее рациональным подходом к применению элементов кейс-технологий в учебном процессе при освоении фундаментальных дисциплин студентами младших курсов является создание мини-кейсов - небольших по объему  комплексных  ситуационных  заданий  [2].  Мини-кейс  должен  удовлетворять  ряду  требований: соответствовать четко поставленной цели; иметь определенный уровень трудности; отражать типичные метаболические процессы; иллюстрировать наиболее актуальные вопросы биохимии; провоцировать дискуссию; развивать аналитичность мышления. Использование мини-кейсов способствует устранению принципиальных недостатков методики организации и проведения лабораторных работ.

Выполнение задания с элементами кейса предусматривает проведение биохимического анализа (соответствует современным методам  клинической лабораторной диагностики)  с  использованием комплекта модельных образцов биологических жидкостей с неизвестной концентрацией аналита. Обучаемые получают комплект ситуационных заданий, решение которых основывается на интерпретации полученных результатов и набор вопросов, ориентирующих на решение поставленной проблемы. Цифровые данные в заданиях мини-кейса частично могут браться из практики клинических биохимических лабораторий. При проведении лабораторно- практических занятий студенты могут выполнять задания мини-кейса как индивидуально, так и в составе малых групп (по 2-3 человека). В рамках использования мини-кейсов открываются возможности для творчества самого преподавателя, преодолевается консерватизм и педагогический традиционализм в трансляции знаний [4]. Как интерактивный метод обучения, мини-кейс является привлекательным для студентов (игровой метод), он облегчает усвоение теоретического материала и овладение практическими навыками. Анализ ситуаций оказывает сильное воздействие на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к обучению. В качестве примера можно привести ситуационное задание из мини-кейса для практического занятия по теме «Биосинтез и распад пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов»:

Задание 1. У больного М., 45 лет, в течение последнего года появились приступообразные боли в суставах большого пальца правой стопы. Сильная боль появляется внезапно, часто ночью; длится несколько дней. Объективно: температура тела 37.2оС; большой палец правой стопы отечен, болезненный при пальпации; цвет кожи синюшно-багровый. Проведите анализ мочи на мочевую кислоту. Оцените результат. Каково Ваше мнение о причинах развития патологии и возможностях коррекции нарушения метаболизма?

Задание 2. В клинику поступила больная Г., 58 лет, с жалобами на сильные боли в суставах (коленных, локтевых, кистей рук). Объективно: температура тела 380С; при проведении клинического анализа крови выявлен лейкоцитоз и повышение СОЭ. Определите концентрацию мочевой кислоты в крови и моче. Проанализируйте причины суставного синдрома. Имеет ли место подагрический криз?

Авторами накоплен значительный опыт использования мини-кейсов не только на стадии обучения студентов, но и при проведении промежуточного контроля (экзамена) по дисциплине. В период подготовки к экзамену студенты получают комплект ситуационных заданий (мини-кейсов), которые должны самостоятельно проанализировать и подготовить варианты решения. Для этой цели применяются бессюжетные мини-кейсы, представляющие результаты комплексного биохимического обследования гипотетического «больного». Экзаменуемым студентам предлагается дать интегрированную оценку изменений метаболизма у обследуемого пациента. Примером использования мини-кейса для промежуточного контроля по дисциплине является следующее задание:

«Анализ крови больного проведен на биохимическом анализаторе. Оцените полученные результаты исследования. Каково Ваше мнение о причинах развития патологии и возможностях коррекции нарушения метаболизма?

Таблица 1

 

Показатели

Результаты

Единицы измерений

Нормативные данные

АлТ

22

ИЕ/л

10-60

АсТ

22

ИЕ/л

10-42

g-глютамилтрансфераза

7,0

ИЕ/л

7-64

Мочевина

5,6

ммоль/л

2,5-6,4

Холестерин

10,8

ммоль/л

3,62-8,02

Креатинин

105

ммоль/л

53-115

Общий билирубин

12,1

ммоль/л

3,4-17,1

Глюкоза

3,22

ммоль/л

3,88-5,83

Общий белок

73

г/л

60-83

ЛПНП

6,0

г/л

3,0-4,5

 

Опыт применения мини-кейсов свидетельствует о том, что формирование профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств обучаемых при изучении фундаментальных дисциплин происходит более эффективно в процессе применения элементов кейс-технологий, способствующих саморазвитию и самообразованию будущего врача. Указанные интерактивные технологии обучения могут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

 

Список литературы

1.      Бараховская Т.В., Щербакова А.В. Методы  активного обучения  студентов на кафедре факультетской терапии // Сибирский медицинский журнал. 2010. № 7. - c. 21-22.

2.      Жаднова И.В., Артюхина А.И. Возможности кейс-технологии в подготовке медицинских лабораторных техников // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №3(30). - с.72-76.

3.      Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов //Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). - с. 9-11.

4.      Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование кейс-метода в высшем медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал. 2010. № 2. - c. 147-149.