Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Как известно, на процесс обучения и его результаты оказывает большое влияние склад ума, тип мышления и психологический тип личности. В данной статье анализируется их влияние на учебную деятельность студентов вуза.

Склад ума играет решающую роль при выборе профессии или рода деятельности человека. Если склонности человека и выбранная профессия будут совпадать, то выполнять трудовые обязанности будет проще, эффективнее, а работа будет приносить радость. Ильин Е.П. выделяет четыре типа склада ума: практический, художественный, гуманитарный, математический. Каждому типу соответствует свой тип мышления. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции [1].

Субъекты с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе. Что касается людей с гуманитарным складом, то принято считать, что они предпочитают знаковое мышление, то есть преобразованием информации с помощью умозаключений. Затем знаки объединяются в более крупные единицы. Результатом такого процесса является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Поэтому людям с гуманитарным складом ума легче высказывать свои мысли, рассуждать на различные темы, вести дискуссию с собеседниками.

Напротив, люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат — мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами [1]. Таким студентам сложно объяснить тему с помощью знаковых элементов, воображения, абстракции, им необходимо дать какую-либо математическую основу, в виде формулы для запоминания правил.

Данные виды имеют разное содержание и свои особенности функционирования. Математический (аналитический) склад ума позволяет студентам анализировать и рассматривать подробно ситуации, выстраивая их в виде четкого целостного образа. Как правило, мыслительные процессы таких студентов происходят непрерывно, успешно выявляя существенные отношения и связи между разнообразными элементами в любой информации. Данные аналитические способности являются близкими к математическим или техническим.

Гуманитарный склад ума обрабатывает информацию несколько иначе. Студенту необходимо сначала все прочувствовать и представить. Данный метод опирается на эмоциональный способ познания окружающего мира. Помимо этого, часто встречается синтетический склад ума. Таким людям достаточно сложно определить четко, кто они в большей степени, техники или гуманитарии. В учебе у них одинаковые успехи как в математических дисциплинах, так и в гуманитарных. Можно сказать, что обладателям универсального склада ума повезло, поскольку способности распределяются приблизительно поровну, но обычно с перевесом в ту или иную сторону. Таким людям для того, чтобы определить преобладающие свои склонности, рекомендуется пройти процедуру профессионального тестирования [3]. Проведенный анализ психологической литературы позволил нам сделать выводы, что решающим фактором существования личности можно считать ее самореализацию в обществе и разных сферах жизни, важную роль при этом играет коммуникация, общение с людьми. Психологи пытались выявить закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми. Исследования З. Фрейда о структуре психики и швейцарского психиатра К.Г. Юнга, о психологических типах личности легли в основу многих современных социально-психологических теорий.

Возьмем за основу теорию психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологию личности с двумя факторами: преобладанием определенной установки сознания в психической деятельности индивида и доминированием одной из психологических функций. К.Г. Юнг выделяет две установки сознания: интроверсия и экстраверсия. Термины «экстраверт» и «интроверт» существовали уже с 1755 г. Но в научный обиход понятие «экстраверсия – интроверсия» было введено К. Юнгом в начале ХХ в. для обозначения двух противоположных типов личности, отличающихся своей своеобразной установкой по отношению к объекту: положительной – у экстраверта и отрицательной – у интроверта [2]. При этом К. Юнг подчеркивал, что у каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта – другие. Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.

Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, предпочитают книги общению с людьми. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению, не любят уединенное чтение или учебу. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других.

Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Если определять психологический тип личности студентов неязыковых профилей по классификации К.Юнга, то можно сказать, что подавляющее большинство студентов неязыковых специальностей относится к интровертам. Хотя интроверты и более замкнуты, это не означает, что у них не развиты коммуникативные навыки. В отличие от экстровертов, они могут работать и в группе, и в одиночку. У них хорошо развиты аналитические, исследовательские качества, творческие способности, воображение. Им присуща неконфликтность, они могут спокойно выслушать человека, его мнения, не вступать в словесную перепалку, отстаивая свое личное мнение. А аналитические и творческие способности помогают им в выполнении различных творческих заданий, проектов, хорошее воображение помогает вживаться в роль при моделировании профессиональных ситуаций. Все эти качества необходимо учитывать при составлении заданий, обучении и оценивании результатов работы. Считаем целесообразным подчеркнуть, что все эти качества не присутствуют с самого начала обучения, их необходимо формировать, развивать в определенных педагогических условиях для достижения наилучшего результата.



Список литературы

1.      Ильин Е. П.. Психология индивидуальных различий. Учебник. СПб.: Питер, 2004. С. 322.

 2.      К.Г. Юнг. Человек и его символы. М.: Изд-во «Серебряные нити», 2013. С. 352

 3.      Склад ума: виды и способ определения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fb.ru/article/52273/sklad-uma-vidyi-i-sposob-opredeleniya