Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА С ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТНОРАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Невинномысск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Инновационность современного вуза как новой образовательной системы остро ставит проблему соотношения инноваций и традиций, имеющегося педагогического опыта профессионального образования и внедрения новых педагогических технологий. Образовательная деятельность всегда конкретна и протекает в рамках конкретного учебного заведения. Это заставляет нас обратиться к более глубокому изучению образовательной системы вуза, рассмотреть его функционал. Какие же функции выполняет институт высшего образования в современном обществе?

Первый блок функций связан с основным назначением образовательной системы – трансляцией культуры, введением личность в культурное пространство. Образование как феномен культуры признает ее решающим фактором развития профессионально-личностных качеств, когда культуросообразность становится важнейшим условием развития среды образования и средством его гуманизации. Культурный уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов и культурологов, послужить основой для освоения личностью базовой гуманитарной культуры, в полной мере характеризующей человеческую индивидуальность как высшую ступень ценности. Данный принцип конструирования педагогического процесса реализует свои постулаты через привитие обучающимся духовных, социальных, общечеловеческих ценностей. В этом плане становится доминирующим культурологический подход к отбору содержания учебных дисциплин, который позволяет достичь не только гуманизации образования, но обеспечить его цельность и ценностно-личностную ориентацию. Компоненты духовной, социальной и технологической культуры составляют единое образовательное пространство учебного заведения, реализующего этот подход к образованию. В культурном комплексе личность студента характеризует не только то, кем он является, но и то, что является сферой его возможного развития (по С.Л. Рубинштейну). Образование становится личностно-ориентированным на «зону ближайшего развития» каждого конкретного респондента (по Л.С. Выготскому) [1]. Вторая группа функций (социализации) обеспечивает формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Функции социализации по мнению И.И.Митрофановой, «определяются слагаемыми социального опыта человечества, который должен быть передан индивиду» [3]. В социальном (не генетическом) опыте человечества существует три блока ценностей, которые могут быть обозначены на языке психологии, педагогики, праксиологии и философии, это - знания, умения и установки. 1. Знания, информационная культура, гносеологические образования. Задача их передачи и усвоения определяет сущность образования как кардинальной функции педагогической деятельности -социализации. 2. Умения, операционная культура, праксиологические образования. Задача их передачи и освоения определяет сущность обучения как кардинальной функции педагогической деятельности - социализации личности. 3. Установки, мотивации, ориентации, мотивационная культура. Задача ее передачи и освоения определяет сущность воспитания как кардинальной функции педагогической деятельности - социализации.
Следующая функция личностноразвивающая. Она предполагает ориентацию педагогического процесса на уникальную личность каждого конкретного студента, на естественное саморазвитие его интеллектуального потенциала. Этот подход в педагогике означает ориентацию познавательного процесса на личность обучающегося, когда педагогическая система каждого преподавателя строится с учетом условий для естественного саморазвития задатков и потенциала каждого респондента. Он требует реализации в образовательном учреждении объективной и субъективной свободы, а также свободы выбора и реализации участниками педагогического процесса собственных решений. Объективная компонента свободы реализуется за счет наличия явных возможностей для организации заданного качества профессионального обучения, а субъективная - формируется и осуществляется самими участниками педагогической деятельности. Здесь актуализируется реализация личностно-деятельностного подхода, который утверждает учебно-научно-воспитательную деятельность как основу творческого преобразования участниками педагогического процесса окружающей действительности и влияние этой деятельности на саму личность. Личностный подход предполагает, что все участники педагогического процесса относятся друг к другу как к самостоятельной ценности. На уровне этого принципа социализация представляет собой процесс усвоения обучающимися существующей в обществе нормативной системы культуры, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам общества [2]. Еще один диалогический (полисубъектный) подход исходит из того, что позиции субъектов образования рассматриваются как личностно-равноправные. При этом акцент делается на создание условий для мотивации и активизации каждого субъекта к самодвижению и саморазвитию. Личность обретает свое гуманистическое содержание в результате общения и творческого взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Диалогический принцип в единстве с личностно-деятельностным подходом образуют сущность гуманистической педагогики, создают основу компетентного подхода педагогики, когда в основу содержания и организации образовательного процесса закладываются развитие профессиональных, социальных и гуманистических компетенций человека.

Антропологическая концепция педагогики исходит их того, что образование есть воплощение истинной человечности и призвано быть ареной духовного и экологического становления выпускника-интеллигента, развития его рефлексивного сознания. Этой парадигме образования свойственны интегративные, полисистемные способы деятельности, когда смыслы образовательных артефактов «декодируются» не по мозаично-фрагментарному принципу, а на основе универсального знания, которое рождается в результате собственных интеллектуальных и психических усилий личности. Реализация этих функций и теоретико-методических подходов мы находим в следующих задачах высшего образования. Первая из них связана с концентрацией содержания образования в вузе на саморазвитии студентов (саморазвитие, благодаря непрерывной активной работе самой личности над собственным духовным ростом, обеспечит возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, формирования творче-ской индивидуальности студента и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием). В связи с этим интеллектуальная и мотивационно-ценностная характеристика педагогической деятельности в рамках образовательного процесса вуза связана с задачей организации самоизменения студента и его саморазвития. При этом ведущим условием перехода студента от самовыражения в деятельности к самоизменению выступает формирование рефлексивных процессов, за счет которых происходит как присвоение всеобщих способов деятельности (культурно-исторических способностей), так и развитие способностей к самоизменению личности. Всеобщие способы деятельности и являются теми социокультурными основаниями, которые обеспечивают продуктивность рефлексивных процессов (анализ деятельности, поиск причин затруднений в ней и ее перенормирование). Еще одна задача – обеспечение самосозидания личности, - опирается на идею духовного самовозвышения через самосознание и самоограничение к свободе, представленную в русской философской мысли (Н.А. Бердяев).Образовательный процесс в вузе обеспечивает формирование у студентов умения учиться, подводя их к овладению абстрактным знанием, которое, как отмечают ученые, гарантирует свободу в приобретении необходимых способностей, быстрое и адекватное вхождение в мир изменяющейся деятельности, современное культурное обеспечение систем деятельности.

Список литературы
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1; Т.3. – 1983.
2. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – С.18-34.
3. Митрофанова, И.И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования. Дисс. ... к.социол.н. - Хабаровск, 2004. – 184 с.
4. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под рук. Д.С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.