Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 ноября 2017г.

Современная образовательная стратегия, в том числе непосредственно обучающий процесс, направлены на освоение детьми метапредметных знаний, позволяющих им лучше ориентироваться в окружающем мире, быть функционально грамотными, владеть разнообразными компетенциями. Подобные требования закладываются в стандарты нового поколения для всех звеньев образования. Существенно значимым становится интегративный, системно-деятельностный подход в обучении, причем интеграция должна происходить на разных уровнях педагогического процесса [2]. Поэтому и требуются метапредметные знания и интегративный подход в образовании, то есть своеобразная кооперация в преподавании разных областей знания или в разных направлениях развития.

По сути компетентностный подход в образовательном процессе в значительной мере меняет акценты в педагогической деятельности, перенося основные усилия с получения фундаментальных, но зачастую абстрактных знаний на формирование умений их добывать, выбирать, использовать в определенной конкретной ситуации.

По мнению Paguette компетенция возникает в результате слияния трех областей: области знания, области навыков и умений, и ситуации, в которой находится исполнитель [5]. Как пишет академик РАО Зимняя И.А. «возникает необходимость постановки вопроса обеспечения более полного, личностно и социально интегрированного результата» [3].

К сожалению, педагоги, причем подготовленные в разные годы, и молодые специалисты, и проработавшие достаточное время зачастую не готовы осуществлять взаимодействие в педагогическом процессе.

Для того, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо изменить подход к обучению студентов в вузе, сделать его интегративным, обеспечить кооперацию преподавателей.

Условия работы в педагогическом вузе в целом позволяют обеспечить такое сотрудничество преподавателей, поскольку они зачастую работают на одной базе, в связке друг с другом [1]. Вопрос заключается в необходимости постановки общих задач перед педагогами различных кафедр по обучению студентов интегративным технологиям, овладению комплексными компетенциями и совместной их апробации. Для этого надо использовать ресурсы научно-исследовательской работы со студентами, возможно совместно руководить их курсовыми работами, предлагать комплексные проектные домашние задания, выполняя которые студенты могли бы осваивать одновременно несколько дисциплин и овладевать при этом комплексными компетенциями.

В данной статье мне хочется поделиться собственным опытом сотрудничества с преподавателями других направлений университета. Впервые такая кооперация была использована при совместной работе с преподавателями информационных технологий. Студентам 1 курса предложили выполнить комплексное задание. В нем требовалось найти с помощью поисковых систем и разместить на личных сайтах определенные фрагменты современных государственных СанПинов, разработанных для российских школ. Изучение этого документа является важным для овладения правилами гигиены обучения в курсе основ медицинских знаний. Задания были именные, каждому студенту предлагалось найти свой раздел нормативов, остальные же разделы надо было изучить с помощью сайтов сокурсников. Таким образом, был включен механизм взаимообучения, весьма эффективный в рамках такого рода проектов.

Практика показала, что задание было интересным для студентов, активизировало их исследовательскую деятельность, способствовало овладению не только непосредственно информационными технологиями, но и умением найти с их помощью важный для педагогической деятельности материал.

Следующий опыт был частью научно-исследовательской работы со студентами. Он предполагал использование  при  изучении  анатомии  современных  цифровых  и  аудиовизуальных  технологий  и проводился совместно с преподавателями данного направления. В данном случае современные методики использовались для визуализации строения животных органов и тканей.

До недавнего времени упомянутые технологии могли применяться исключительно в самых современных и хорошо оборудованных научных лабораториях, но сейчас, в связи с появлением цифровых фотоаппаратов нового поколения, стало возможным использовать эти методы и в условиях лабораторных занятий в университете. Применяя цифровые фотоаппараты с разной степенью увеличения, студентам 1 курса удалось заснять, а затем перевести на экран компьютера изображение, получаемое с помощью микроскопа. То есть то, что ранее студенты могли наблюдать в течение короткого времени и со средним увеличением только при непосредственной работе с микроскопом, стало возможным задокументировать и дополнительно увеличить изображение благодаря цифровым технологиям. Кроме того, можно было выделить отдельные значимые участки микрофотографии, увеличить их дополнительно, сопроводить текстовым объяснением.

Такие возможности значительно улучшают восприятие и усвоение материала по анатомии, в частности изучение особенностей строения животных тканей и органов человека.

На следующем этапе сотрудничества студенты обучались создавать небольшие анимационные проекты – мультфильмы, чтобы в будущем в своей педагогической работе использовать эти навыки для лучшего решения различных образовательных и других задач. Сюжеты мультфильмов, которые создавали студенты, могли быть разнообразными, однако мы решили попытаться использовать это задание с двойной пользой и предложить создать анимационные сюжеты по тематике других изучаемых дисциплин, в частности по анатомии и физиологии человека. Один из представленных мультфильмов изображал в динамике такой сложный для понимания процесс как работа синапса – контакта между нейронами, в интересной и доступной форме объяснял суть процесса. Полученные в результате такой междисциплинарной кооперации навыки позволяют закрепить и активизировать комплексные знания по нескольким дисциплинам. Кроме того, они являются основой комплексной компетенции, которую будущий педагог сможет использовать в своей деятельности.

Профессиональное сотрудничество преподавателей может осуществляться и в совместной научно- исследовательской работе преподавателей, студентов. Кроме того такое сотрудничество с успехом может быть использовано при создании метапредметных учебных пособий для освоения междисциплинарных модулей и блоков. В частности такой опыт был испробован при создании пособия по медико- биологическим дисциплинам. Работа с таким пособием помогла обучающимся лучше понять взаимосвязи дисциплин и их профессиональную направленность [4].

Круг возможностей комплексного интегрированного подхода в педагогическом образовании очень широк, и необходимо все эти резервы максимально использовать. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо более частое, и, вероятно, специально организованное профессиональное общение педагогов для совместного решения поставленных временем образовательных задач.

 

Список литературы

 

1.Зверева М.В., Бобкова С.Н. Внутридисциплинарный и междисциплинарный контроль формирования компетенций в процессе модульного обучения по новым образовательным стандартам в педагогическом вузе // Педагогические технологии совершенствования образования в спортивных вузах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции; Форум "Физическая культура и спорт: наука, образование, практика": сб. науч. тр., Москва, МГПУ, 2016. С. 52-58.

2.Зверева М.В., Кафидов И.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилю подготовки «Адаптивная физическая культура», с использованием модульного обучения блока медико-биологических дисциплин // Всероссийский ежеквартальный научно-методический «Открытое и дистанционное образование». 2014. № 1(53). C. 5–11.

3.Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. – М., 2003.

4.Нехлюдова М.В., Зверева М.В. Курс лекций по экологии, физиологии и основам медицинских знаний:Москва, 2008.

5. Paquette, G.. An Ontology and a Software Framework for Competency Modeling and Management // Educational Technology & Society. 2007. №10 (3), 1-21.