Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Под этикой в литературе понимается - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. (БСЭ) Основу данного определения составляют понятия «мораль» и «нравственность». Современные мыслители описывают отличие этих понятий и их основные черты. Нравственность связывают с универсальностью человека как «трансцендирующего бесконечного существа, следовательно, еѐ принципы безусловны, всеобщи и безоговорочные. А.Ф.Шишкиным под нравственностью понимается совокупность принципов и норм поведения людей, регулирующих их отношение друг к другу, а также к обществу, родине, к государству, семье и «поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием». Предписанные нормы поведения проявляются в поступках людей, в поведении и создают моральное отношение людей. Д.В.Колесов доказывает, что нравственность является выражением изначально существующей целесообразности в природе и «является высшей формой опережающего отражения, поскольку к ней способна только полностью осознавшая себя жизнь» [3,с.92]. Это механизм регуляции деятельности и удовлетворения потребностей, который полностью основан на опыте эволюции и истории, имеет общечеловеческий характер, фиксирует то общее, что есть у всех. Мораль в целом представляет «диалектическое единство материальных и духовных, общественно значимых и субъективно - личностных компонентов, практического поведения людей, их поступков и морального сознания» [5,с.9]. Мораль связана с ограниченностью человека, поскольку он соединен с социальной группой «в их наличном бытии и представляет собой конечную систему норм и правил». В это понятие включают нравственность, приспособленную к сохранению социального организма, нравственность с «оговорками и ограничениями». Мораль всегда групповая, сословная, национальная. Это отражено в еѐ функциях:
1. концептуальная (господствующая теоретическая модель морали, разработанная идеологами, этиками, политиками, представляющая наиболее необходимые для данного общества моральные принципы;
2. должная мораль (требование общества к нравственному поведению своих членов);
3. сущая мораль (реальное поведение, сознание).
Таким образом, мораль предписывается индивиду, следовательно, противостоит его «я» и «я» должно себя подчинить. Нравственность формируется непосредственно вместе с личностью, значит, составляет принцип еѐ бытия и естественно является составной частью содержания «я» индивида [4]. Мораль связана с внешней целесообразностью, а нравственность- с целеполаганием, со свободой индивида. Нравственностью воспользоваться нельзя, она не может быть переведена в план «использования». Моралью можно пользоваться в корыстных целях. За нравственное поведение человек не может получить награду в виде вещевой формы, поскольку основа нравственного поступка лежит в самосознании самого индивида, проявляясь в чувстве удовлетворения от собственных действий. Награда в области морали может иметь ощутимые формы: похвала, престиж, материальные выгоды. Мораль является одним из регуляторов социальной жизни в еѐ наличном непосредственном бытии, поэтому некоторые нормы выражают содержание нравственных принципов, обусловленных полезностью определенного социума.
Итак, выше было отмечено, что мораль связана с обществом, а нравственность непосредственно с самим человеком, система моральных норм есть та основа, которая должна быть освоена индивидом, чтобы общаться в существующем коллективе, ибо без этого невозможно человеческое развитие. Мораль есть необходимое абстрактно – общее условие жизни, но недостаточное, так если человек осваивает моральные нормы как абсолютные, то мы получаем бездушного моралиста. Именно поэтому моральные отношения должны проявляться у человека в нравственных принципах, основополагающих личностных качествах. Причем, каждому моральному принципу должно соответствовать нравственное аналогичное качество, которое является результатом глубокого осмысления и повседневной практической реализации конкретного нравственного принципа. Педагог в своей деятельности руководствуется морально-нравственными принципами, они составляют основу педагогической этики учителя. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров педагогическую этику рассматривают как составную часть этики, отражающую специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса. Д.А. Белухин в книге «Педагогическая этика: желаемое и действительное» утверждает, что педагогической этики на самом деле нет, так как еѐ не существует в самой природе педагогической деятельности. Автор доказывает, что нет специфичных морально-нравственных основ, а есть просто человечность, сердечность, искренность, уважение к окружающим, доброжелательность [1].
В книгах по педагогической этики часто встречаются слова «учитель должен», «учитель обязан», однако никто не говорит об отношении педагога к самому себе, о философии воспитания учителем самого себя. Учитель воспитывает своей личностью, следовательно, он должен «познать всѐ то чудесное и прекрасное, что есть у тебя самого и в дальнейшем действовать, опираясь только на свои ярко выраженные плюсы, тем самым как бы вытесняя свои минусы за пределы рабочего времени и пространства»[1,с.57]. Именно поэтому Д.А. Белухин утверждает, что при подготовке учителей необходимо оказать им грамотное содействие в развитии общечеловеческих нравственно ценных свойств личности. Если учитель сможет познать себя, то тогда он действительно будет способен помочь ребѐнку раскрыть безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире, по утверждению Ш.А. Амонашвили, а не только передавать знания и формировать учебные умения. Однако люди – несовершенны, в человеке есть не только положительное, существуют и отрицательные черты. Связи с этим автор предлагает принципы педагогического взаимодействия как действительное и реально возможное: 1- равенство в общении и партнѐрство в совместной деятельности, 2- приоритет феноменологического характера деятельности над техническим, 3-разнообразие целей и задач педагогического взаимодействия, 4- творчество как сущность педагогической деятельности, 5- анализ особенностей исторических процессов развития общества и учѐт их практических результатов, 6- принцип актуализации, 7- идентификации, 8- опережающие потребности общества – сущность, содержание и характер педагогической деятельности, 9- психотерапевтический характер педагогического взаимодействия, 10- положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия, 11- принцип личностной органичности в отборе содержания и в выборе методик организации педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие автор рассматривает как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками, ведущий к развитию их познавательной деятельности и других значимых качеств личности его участников. Педагогическое взаимодействие в рамках гуманистической педагогики предполагает диалог, который осуществляется на ценностном, целевом, содержательном и процессуальном уровнях. Педагог способный к диалогу обладает трансцендентностью (осознание собственного Я, понимание необходимость собственного, нравственного, эстетического, духовного обогащения не только для себя, но и для других), эмпатийностью (умение безоценочно принимать личность младшего школьника, проявлять тѐплое расположение), толерантностью (осознание неповторимости, взаимосвязанности разнообразия всего живого), конгруэнтностью (адекватное выражение своих чувств и переживаний), конструктивностью (умение решать конфликты не ненасильственной основе), совместимостью (умение сообща решать общие образовательные задачи), рефлективностью (способность решать проблемы в соответствии с ролью «Взрослого). [2] Именно такой учитель может обеспечить безопасность педагогического процесса, следовательно, упорядочить детскую жизнь. Поскольку созидательные, оптимистические, настраивающие на мир мысли создают позитивный настрой, активизируют защитные силы организма. От учителя зависит безопасная организация учебного процесса, и он играет одну из важных ролей при формировании личности. Только человек с развитым интеллектом может быстро аргументировать свою точку зрения, привести доказательства при разрешении противоречивых ситуаций. Культурный человек с незыблемыми нравственными ценностями и стремящийся к саморазвитию может являться примером для ребѐнка в постоянном стремлении в совершенствовании себя. Глубокое знание особенностей и оттенков детского возраста помогают педагогам в выборе целей, методов и форм обучения, чему способствует профессиональная подготовка в ходе, которой формируется и мировоззрение учителя. Большое значение имеет также особенности характера и темперамент самого педагога, поскольку они являются основополагающими при становлении типа педагогического руководства, в совокупности с другими качествами влияют на установки, ориентированность педагогов, выбора стиля деятельности и типа отношений. Ребѐнок будет чувствовать себя защищенным, только если знает, что его любят, могут помочь в сложных ситуациях, понимают и сопереживают ему. Это способствует проявлению собственной активности и раскрытию личности школьника, побуждает вступить в позитивные отношения с учителем. Но если педагог принимаѐт «субординированную» позицию ребенка и «суперпозицию собственного Я», тогда создаются условия для реализации равноправной позиций соучащихся, со - воспитывающихся людей, при взаимодействии которых происходит взаимообогащение, что возможно если учитель стремится познать индивидуальные особенности и идеалы, потребности, ориентируется и опирается на внутренний мир школьника. Подобные установки педагога ориентируют его на личностную модель ребенка, которая может быть умеренная или выраженная. Личностно – ориентированная модель взаимодействия характеризуется признанием субъект - субъектных отношений, где педагог – субъект деятельности преподавания, а школьник – субъект деятельности учения и решением противоречий путѐм сотрудничества. К этой же категории относится оптимальный тип отношений, ориентация педагога на положительное в детях, стремление предоставлять возможности для проявления самостоятельности и доминирующий, характеризующийся расположенностью к детям, но ориентированный на контроль со стороны. Отношения между младшим школьником и учителем строятся на взаимопонимании, следовательно, демократический стиль руководства становится преобладающим, а самореализация личности учителя становится условием для самореализации личности школьника, развитие и успехи воспитанника становятся стимулом для творческой деятельности педагога. Исходя из выше сказанного можно утверждать, что профессиональная этика учителя начальных классов – это реализация им в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, так и с младшими школьниками.

Список литературы
1. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. -128с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого педагогический аспект. – М.: Экон – Информ, 2009. – С. 386
3. Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.– 232с.
4. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. – М.:ПОЛИТИЗДАТ, 1986.-240с.
5. Структура морали и личность / Под ред. С. Анисимова. - М.,1977. – 174с.
6. Человеческая компетентность педагогов как инновационный результат последипломного образования/ Под ред. С.В. Баныкиной. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 168с.
7. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность.- М.: Мысль, 1976.- 267с.
8. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.– М.: Сентябрь.- 2000.-112с.