Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Литература – духовный мир обогащающий искусство, сознание человечества, способность к творческому мышлению. В литературе описываются все заветные мечты, безудержные фантазии, борьба, подвиг и мужество в преодолении данного пути, всевозможные события и ситуации, переживания и чаяния народа.

В результате изучения и анализа литературы должны осуществиться следующие квалификации:

-      литературно-теоретическая квалификация (компетенция) – формирование теоретических основных понятий связанных с литературным родом, видом, жанром, темой, идеей, сюжетом, композицией, художественным языком, образностью, образом, героем, художественной реальностью, структурой стиха, творчеством, авторской речью;

-       литературно-историческая квалификация (компетенция) – освоение закономерностей развития литературы, исторических периодов национальной и мировой литературы, свойственных им главных черт, основных знаний о творческих личностях и значимых произведениях, течениях и направлениях, художественных приемах и методах;

-     литературно-творческая квалификация (компетенция) – творческое мышление молодежи, системная передача мыслей литературным художественным языком.

Во время организации учебного процесса по литературе необходимо обратить внимание на следующие проблемы:

-    осмысленное освоение содержания предложенного художественного текста;

-    освоение содержательных, эмоционально-экспрессивных, образных отличий языковых словоупотреблений;

-    умение отличать особенности и связь художественного образа и художественной реальности. На его основе формирование жизненной позиции и мировоззрения ученика;

-    на основе предложенного материала держать ориентир на открытие закономерностей литературного развития, и в связи с этим обучить понятию значения новых явлений в общественно-социальной жизни;

-    держать  ориентир  на  почитание  национальной  культуры  и  истории,  традиций  и  обычаев,  на формирование чувства гордости за них в ходе сравнительного изучения образцов национальной и мировой литературы.

После этого определяются следующие цели литературы в образовательной системе:

-      во время анализа сходств и различий, черт свойственных национальному и общечеловеческому литературному развитию воспитание духовно зрелого, патриотического поколения глубоко чтящего национальные, общечеловеческие ценности, народную культуру, традиции и обычаи;

-   освоение текстов художественных произведений со стороны содержания и вида, основных литературно исторических сведений и теоретических литературных понятий, используя необходимую информацию по истории литературы, а также понятия по литературоведению, усвоение навыков чтения и анализа художественных произведений;

-    прививать у учеников понимание и эмоциональное принятие художественных произведений, образную систему мышления и творческую фантазию, читательскую культуру и авторскую позицию.

Автор в своем произведении описывает социально-общественный быт жизни, жизнь людей в определенный период. В художественном произведении описываются проблемы человека, человечности, природы, родной земли, любви. Т.е. литература – раскрывает духовную, человеческую, моральную сторону эпохи и образно их описывает. Особенности художественных произведений усваиваются на уроках литературы. Ученик не должен воспринимать произведение как пройденный материал, как обучение необходимое для получения хороших оценок. Ученик должен воспринимать произведение всей душой, а впечатления и художественные познания далее успешно использовать. Т.е. художественный мир должен воссоздать в душе ученика эстетические понимания, расширить горизонты познания, помочь в формировании природного свойства, нрава.

В основном художественное произведение, в том числе объемные произведения в школе проходят поверхностно. Причина этому, во-первых, объемность произведений, содержательная разнообразность, сложность текста в психологическом плане; во-вторых, недостаточность времени для изучения произведения, использование однообразных методов и приемов обучения. Поэтому учитель должен все время совершенствовать приемы и методы обучения и изучения учениками художественных текстов [1]. Путь к изучению художественного произведения начинается с понимания содержания. Есть несколько путей обучения содержания художественного произведения.

1)      Изложение выбранных отрывков, т.е. наиболее удачные моменты произведения. Это не означает поверхностного изучения текста. Ученик полностью читает произведение, после он дольше сохраняет ту часть текста, которая ему понравилась. Используя данные навыки, учитель задает вопросы по основным моментам произведения и получает ответы. Просит учеников раскрыть содержание тех частей, которые ему понравились. Ученик во время рассказа старается наиболее четко и своими словами пересказать ту часть, которая ему наиболее была близка. Это формирует у ученика больше впечатлении от прочитанного текста.

2)     Изложение логической цепочки. К нему мы относим беглое чтение содержания текста и системное изложение. Это позволяет изложить текст по порядку, сохраняя внутреннюю связь. Вторая выгодная сторона данной методики во время изложения содержания текста в классе невозможно расспрашивать только у одного ученика. В это время учитель просит подытожить сказанное, просит следующего ученика продолжить, а тот в свою очередь должен не повторяясь дополнить изложение. Это развивает у учеников внимательность, позволяет слушать друг  друга, дополнить мысль, прививает  навыки. Начальное изложение без запинки, продолжение следующего ученика без ошибок воздействует на детей как соревновательный момент и всегда дети сидят наготове.

3)    Творческое изложение всего произведения или отдельного эпизода. Здесь самый важный момент умение ученика высказать свою точку зрения, свое мнение. Ученик, сохраняя содержание произведения, излагает ее от своего имени или от имени одного из героев произведения. Данный прием раскрывает и совершенствует мысли ученика, призывает к более близкому восприятию содержания текста, ясно представлять героев произведения.

4)    Изложение с добавлением к авторской теме своих фантазии. Это способствует повышению творческой активности ученика. Например, во время изложения содержания текста в среднем звене школы, задавая попутные вопросы можно развить воображение учеников. То есть ученик получает живое участие в создании нового содержания произведения, не только просто излагая готовую трактовку автора, но и добавляя от себя. Это в свою очередь приводит к полному глубокому анализу художественного текста.

Первоначальное терминологическое значение слова анализ – ―познание, знание вещи и явления‖. Метод анализа – направление занимающееся поиском различных научно-обоснованных путей и приемов литературных анализов. После усвоения содержания художественного литературного произведения проводится анализ. Анализируя текст, мы стараемся понять цели и задачи, мировоззрение писателя. Во время анализа не должен оставаться без внимания каждый отдельный элемент текста. Во время литературного анализа художественного произведения раскрываются содержание и структура произведения, взаимоотношения героев и языковые материалы. Главная задача в обучении литературы – сделать анализ произведения, т.е. художественного текста. Известны четыре способа анализа художественного произведения.

1)      Во время анализа, разбора по образу ученики распознают героя произведения, стараются узнать положительные, человеческие качества персонажа, действующего лица. Конечно, невозможно раскрыть весь образ персонажа отдельно от других героев произведения. Потому что, автор описывает героя произведения в различных ситуациях, событиях, происшествиях и в связи с другими персонажами. Т.е. какое бы место главный герой не занимал в произведении, он вступает с другими персонажами в контакт, развивается в движении и раскрывается полностью. Поэтому в художественном произведении нужно соединять систему образов воедино.

2)       Проблемный анализ. В  художественном  произведении  происходят масса различных  событий, развиваются много противоречивых прошествии. В связи с этим необходимо знать проблемы поднятые автором произведения. Для этого необходимо направлять учеников на поисково-познавательные работы, позволяющие раскрыть идейно-эстетическую мощь произведения. Для этого необходимо ученику предложить проблемную ситуацию.

3)     Полный анализ. Этот анализ проводится по мотивам произведения. Анализ производится по мере развития сюжета и содержания художественного произведения по следам автора. При этом анализе есть возможность всестороннего системного раскрытия события, происшествия. Данный вид анализа позволяет учесть все эти пробелы и сохраняя порядок, анализировать ход события произведения по следам изложения автора.

Главная задача, которая стоит перед методикой обучения современной литературы – плодотворность, эффективность и творческое начало знаний молодежи. Преподаватели своими апробированными и обоснованными методиками должны направлять детей к поиску, размышлению, дальнейшему творческому развитию всех полученных знаний и гуманизации сознания.

 

Список литературы

1.      Бабенко Л.Г. Филологический анализ  текста. Основы теории, принципы и аспекты  анализа. Москва: Академический проспект, 2004. – 400 с.