05 февраля 2016г.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает снижение аудиторных часов, и увеличение количества времени, отведенного на самостоятельную работу студентов, возникла острая необходимость изменения организации образовательного процесса. Форма контроля знаний по предмету в виде одного зачета (в конце первого семестра) и экзамена (в конце всего курса изучения анатомии) становится недостаточной и требуется разработка и введение новой системы стимуляции и проверки самостоятельной работы студентов. В связи с этим и в соответствии с принципами Болонского процесса, в нашем вузе и на кафедре анатомии, в том числе, введена рейтинговая система оценивания результатов учебной деятельности студентов. Структура рейтинговых мероприятий по анатомии предусматривает распределение баллов с учетом текущего и рубежного контроля знаний. Большое внимание уделяется текущему контролю, которому отводится 40% баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу студентов и преподавателей. Рубежный контроль знаний (коллоквиум) предусматривает двухуровневую систему оценки: за усвоение практических навыков и усвоение теоретического материала. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков (модулей) и проведение по ним промежуточного контроля. Целью балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов является проведение качественного и объективного контроля успеваемости студентов, которое приведет к активизации учебной деятельности и повышению ответственности, а также приведение в соответствие уровня приобретенных знаний, умений, навыков к требованиям государственных образовательных стандартов. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов предполагает решение следующих задач: стимулирование студентов к регулярной учебной работе, ответственному отношению к учебному процессу на основе состязательности и конкуренции;
повышение мотивации студентов к освоению дисциплин путем интеграции и дифференциации оценок их учебной работы; улучшение уровня организации образовательного процесса; исключение фактора случайности при выставлении итоговой оценки по изучаемой дисциплине; повышение состязательности студентов в учебе.
В основу разработки рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения дисциплине. Балльная рейтинговая система обеспечивает комплексную оценку успеваемости при изучении анатомии человека. Она предусматривает наличие промежуточного текущего и рубежного контролей в течение трех семестров и итогового контроля в виде зачета и экзамена [1].
Недавно стали очевидны необходимость включения профессионализма в учебную программу по анатомии. В связи с этим для проведения контроля знаний имеется определенный перечень общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений, владений), которые студент должен освоить в соответствии с ФГОС и рабочей программой по анатомии. Мы изучили опыт работы в системе БРС некоторых вузов России и считаем интересным учесть опыт их работы [2, 3]. На нашей кафедре с этого учебного года введены поощрительные баллы, которые начисляются за дополнительную работу к общему баллу в семестре: 1. Изготовление анатомического препарата (2 балла). 2. Изготовление учебных иллюстративных материалов (0,2-1 балл). 3. Выполнение заданий поискового характера (создание презентаций по теме) – 0,2-1 балл. 4. Сообщения на практических занятиях – от 0,2-1 балла. 5. Выполнение научно-исследовательской работы (НИРС) (бонус – не более 15 баллов за курс обучения).
Рейтинговая текущая учебная деятельность (если студент набрал более 90% от нормативного рейтинга семестрового контроля), с учетом выполнения аудиторных занятий, предусмотренных учебным планом, является основой для принятия решения кафедрой о выставлении студенту итоговой оценки без соблюдения обычных процедур, связанных с зачетом или экзаменом. Данное решение принимается на заседании кафедры и оформляется протоколом.
Список литературы
1. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов ГОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России. - Рязань, 2010.
2. Балльно-рейтинговая система на кафедре анатомии человека. ВолГМУ.-Волгоград. - 2007.
3. Положение о балльно-рейтинговой оценке учебной деятельности студентов на кафедре анатомии для студентов и преподавателей. – Петрозаводск. – 2013.