Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГУМАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Гуманизация отношений со студентами учреждений профессионального образования красной нитью проходит через целевые установки профессиональной подготовки. Так, если в прежней системе профессионального образования человек рассматривался как производительная сила, теперь содержание профессионального образования направлено на создание условий для подготовки к жизни (в том числе профессиональной) с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей. При этом образование является, во-первых, средством самореализации, самовыражения и самоутверждения его личности; во-вторых, средством устойчивости социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, которой он может распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда [2]. Гуманизация профессионального образования предполагает гуманитаризацию, фундаментализацию и деятельностный подход к образованию. Эти подходы сопряжены с определенными трудностями, которые связаны с определением соотношения между гуманитарными и негуманитарными предметами, их места в образовательном пространстве, а, следовательно, увеличением или уменьшением их доли в общем количестве учебных часов. Противопоставления гуманитарного и естественно-математического, технического образования могут привести к дисбалансу в профессиональном образовании. Нам импонирует другой подход, рассматривающий гуманитаризацию образования «как формирование у человека особой человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем» [там же, c. 5]. При таком понимании гуманитаризации образования исчезает традиционное противопоставление гуманитарных и естественнонаучных, специальных, технических и технологических предметов. Такая постановка целевой установки гуманитарной составляющей профессионального образования гуманизирует дидактические отношения в образовательном процессе, обогащает его содержание, активизирует познавательную деятельность, меняет мотивацию интереса к учению. Приоритетными задачами образования становятся не подчинение человека лишь служению научно-техническому прогрессу, а формирование менталитета как хозяина своей судьбы, своей личности. Многое здесь зависит от педагогического руководства этим процессом, т.к. меняется смысл учения, достижение цели образования ставится в зависимость от построения учебно-воспитательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучающегося, создания условий для самореализации его личности. Для того чтобы обеспечить будущих специалистов умениями эффективно пользоваться результатами собственной деятельности в условиях, с одной стороны, свободы выбора, а с другой - жесткой конкурентной состязательности, необходимо внести коррективы в технологии профессиональной подготовки учебного заведения.

Одним из выходов из этого положения является фундаментализация образования как усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности, системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинами учебного плана образовательной системы. Это предполагает, во-первых, углубление теоретической общенаучной, общепрофессиональной подготовки; во-вторых, отказ от раздробленных узкопрофильных профессий и специальностей. А.М. Новиков особо выделяет овладение будущими специалистами «сквозными» умениями (работа на компьютерах, пользование базами и банками данных), а также специальных знаний в области экологии, экономики, бизнеса и финансов, права и медицины [там же, c. 8]. Другими словами, необходимо готовить молодежь к универсальной деятельности, которая ее ожидает в быстро меняющемся окружении. Гуманизация профессионального образования как раз и предполагает его деятельностную направленность. Деятельностный подход вовсе не принижает значение знания в овладении профессиональной деятельностью, они останутся основным ее средством. Главный недостаток здесь в том, что знания рассматривались в отрыве от профессиональных умений. Между тем, как правильно подчеркивает Н.Ф. Талызина, знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементами какой-либо деятельности, определенных умений. Поэтому необходимо прежде всего учить пользоваться знаниями в составе умений, адекватных задачам будущей профессиональной деятельности [3, c. 6]. Как приблизить знания к деятельности? Предлагаются различные пути, наиболее популярными являются построение системы знаний, необходимой и достаточной для овладения обучаемыми основами деятельности; совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; поиск возможностей повышения уровня обобщения формируемых знаний о деятельности [2, c. 8-9]. Безусловно, при подготовке будущих специалистов надо постоянно развивать их познавательные интересы, сталкивать их с необходимостью активно и самостоятельно применять знания в решении профессиональных задач, ставить их в ситуацию, требующую от них проявления личностных качеств. Разумный образовательный процесс в профессиональном учебном заведении невозможен без организации опыта продуктивной деятельности. Необходимо не только основательное вооружение будущих специалистов продуктивным исследовательским стилем деятельности, навыками эффективной организации труда, потребности к постоянному самосовершенствованию, но и организации личного опыта их в осуществлении разносторонней, интегративной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной, эстетической. Важная роль в этом принадлежит теоретическому обучению, в ходе которого обогащение информативно-познавательного багажа сочетается с развитием у обучающихся познавательных интересов, элементов самостоятельности и творчества, поисково-исследовательской деятельности, направленной на решение производственно-проблемных ситуаций. По мнению О.Ф. Федоровой «специфика теоретического обучения заключается в том, что используемые и формируемые на теоретической подготовке умения и навыки являются умениями и навыками не только учебного труда, но и одновременно выступают как практические навыки, имеющие важное значение для профессиональной подготовки учащихся» [4, c. 35]. В процессе теоретического обучения первостепенное значение должно быть уделено субъективно-деятельностному подходу к его организации. Знания вне действий обучаемого не могут быть ни усвоены, ни сохранены. Критерием усвоенности знаний является способность выполнить какую-либо деятельность или действие, связанные с данными знаниями, качество их усвоения определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. В практическом обучении, выполняемая обучающимися работа должна отвечать следующим требованиям: иметь собственно-полезную значимость; быть посильной для обучающихся, но отличаться высоким уровнем трудности: получаемый результат должен быть хорошего качества; стимулировать активное применение теоретических знаний, дополнительной литературы, разработки самостоятельных проектов; предусматривать коллективную производственную деятельность обучающихся, а также включение их в производственные или научные коллективы. Магистральное направление организации такой деятельности подчинено главной идее: каждый обучающийся должен самостоятельно проделать полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» в профессиональной сфере, от замысла до изготовления конечного продукта и его реализации [1, с. 9-10]. Таким образом, подводя итог данному исследованию, отметим, что:
1) гуманизация профессионального образования специфична своей профессиональной направленностью: студент высшего профессионального образовательного учреждения рассматривается не только как будущая производительная сила, но и как развивающаяся профессиональная личность. Это требует пересмотра всех компонентов содержания обучения и технологий в свете их человекообразующих функций, направленных на учет индивидуальности, своеобразие жизненных устремлений будущего специалиста; 2) гуманизация образования сделала максимально возможной индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, его дифференциацию, создание условий для самоактуализации личности. Она стала основой гуманитаризации образования, где приоритет остается не за объективным знанием, а за субъективным смыслом; 3) в вузе стала приоритетной личностно-ориентированная направленность образования, где последователь-но воплощается гуманистическая образовательная парадигма, основанная на учете интересов и запросов развивающейся личности, ее своеобразия и возможностей, максимальной реализации и самореализации, создание условий для проявления задатков, индивидуальных способностей.

Список литературы
1. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № 3. - 3 с.
2. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика . – 2000. - № 9.-2 36с.
3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ. - 1984. - 344 с.
4. Федорова Н.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе творческого и производственного обучения. - М.: Высшая школа. - 1970. - 35 с.