Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Экологическое образование, выступая частью общего образования, призвано решать задачи становления эколого-информационного общества и раскрывать основные аспекты взаимодействия человека, общества и природы.

Основной целью экологического образования школьников является получение экологических знаний, как следствие, формирование эколого-ориентированной личности, вооруженной необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками. Соответственно, общеобразовательной школе отводится конструктивная роль практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Экологическое образование относится к числу  необходимых явлений жизни и лежит в основе формирования и развития экологической культуры, служащей важнейшим средством ориентации личности в системе «природа-общество».

Согласно государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования.

Несомненно, экологическое образование школьников следует рассматривать как необходимый элемент общего образования, связанный с изучением научных основ взаимодействия  природы и общества. Сегодня экологическое образование – это новый смысл и цель современного образовательного процесса, уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Необходимость специальной подготовки будущих педагогов к реализации экологического образования школьника как гуманитарного компонента образования, ведущего к развитию у школьников экологической культуры, духовно-нравственных основ отношения к природе, обусловлена объективными тенденциями современного этапа развития цивилизации, теории и практики экологического образования и воспитания [3].

В этой связи возрастает роль учителей начальных классов, от которых зависит передача экологических ценностей подрастающему поколению. Успешное осуществление экологического образования требует от будущего учителя высокой профессионально-экологической подготовки, которая предполагает четкое знание биологических вопросов экологии, понимание причин экологических катастроф и их последствий.

По мнению И.Д. Зверева, экологическая подготовка будущего специалиста, должна отвечать трем группам требований:

–   формирование у будущего специалиста сознания и чувства гражданского долга, ясного понимания того, что охрана окружающей среды – это общегосударственное дело, имеющее международное значение;

–   воспитание будущего специалиста как страстного любителя и защитника природы, активно борющегося за сохранение и приумножение ее богатства.

–   вооружение будущего специалиста системой научных знаний, умений и навыков, обеспечивающих

профессиональную готовность и экологическую образованность [2].

Необходимо отметить, что экологическое образование отличается от традиционного ознакомления с окружающим миром школьников. В овладении этими знаниями лежит понимание важных зависимостей и связей, существующих в мире природы, способность взаимодействия живой и неживой природы. Опыт оказывает, что студенты нацелены в основном на получение экологических и природоохранных знаний. Выработка же применения этих знаний на практике отсутствует.

Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов по овладению экологическими знаниями осуществляется в рамках изучения дисциплин цикла «Естествознание» (ботаника, зоология, землеведение). Некоторую информацию экологического характера могут нести в себе предметы профессионального цикла – («Введение в педагогическую деятельность», «Педагогические технологии», «Теория обучения детей младшего школьного возраста») и др. Включение экологического компонента в вышеназванные дисциплины будет способствовать овладению современными экологическими знаниями, обогащению чувственного опыта и как следствие формирование экологической культуры.

Необходимо отметить, что в учебных плана педагогического Вуза появилась дисциплина «Основы экологической культуры», обладающая непосредственными возможностями в формировании экологической культуры личности, возможностью сформировать определенную педагогическую и нравственно – экологическую позицию, систему экологических ценностей и экологическое сознание будущих учителей начальной школы.

В вариативной части учебного плана обозначены такие курсы по выбору как «Ноосферный подход к начальному образованию» и «Основы фенологии». Считаем, что данные курсы по выбору имеют экологическую направленность и обеспечивают будущих педагогов не только теоретической информацией, методическими рекомендациями, но и дают возможность на практике реализовать приобретенные знания.

Несомненно, что овладение экологическими знаниями только в рамках данных дисциплин будет малоэффективно. Необходимо расширять экологическую составляющую, включая ее в дисциплины математического и естественнонаучного цикла, которые создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Действительно, учитель, работающий в начальной школе, обладает теоретическими экологическими знаниями, полученными в институте, но применить практические навыки в их проекции к глобальной проблеме на местные особенности ее проявления не имеет возможности. Это приводит к тому, что и в экологическом образовании учащихся преобладает теоретический аспект в ущерб нравственно-практическому: не формируются эмоциональное отношение к экологическим проблемам, в том числе проблемам своего края.

Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания на отрицательных примерах, демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой» идет в никуда, так как количество негативного экологического опыта ребенка ведет к искажению понятия «экологической нормы», «экологического благополучия».

Необходимо отметить, что студентов – будущих учителей не устраивают традиционные формы и методы организации учебного процесса. На сегодняшний день необходим поиск новых форм и методов получения экологических знаний. Примером технологий, применимых в вузовском экологическом образовании может стать технология «портфолио».

Одна из важнейших целей экологического портфолио – провести мониторинг, т.е. обеспечить отслеживание процесса обучения, индивидуального прогресса студентов, изучающих дисциплины экологической направленности в широком  образовательном контексте,  а затем увидеть значимые  результаты образования.

«Портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения, то есть портфолио содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями [4].

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всѐ большую популярность приобретает интерактивное обучение. Одним из методов интерактивного обучения, который может быть использован в преподавании экологии является кейс-метод.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1]. Беляева О.А. указывает, что данный  метод дает положительный результат при изучении дисциплин естественнонаучного цикла и развивает следующие навыки: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные и самоанализ [1]. Среди преимущества кейсов при изучении дисциплин экологического профиля нужно выделить возможность оптимально сочетать теорию и практику.

Таким образом, применение различных технологий в экологическом образовании позволит рассматривать экологические вопросы в различном, предметном контексте и помогут подготовить будущих учителей на практике организовать процесс воспитания экологической культуры учащихся, где ключевым моментом является формирование экологических компетенций.

 

Список литературы

1.      Беляева О.А. Использование кейс-технологий как интерактивного метода обучения в институте на дисциплине БЖД по теме «Оказание первой помощи пострадавшему». Уфа // Аэтерна. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч. 2. 2014. С.173-176.

2.      Вагнер И.В. Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей // Астраханский экологический вестник. №2. 2012.

3.      Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты :сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО. М., 1997. С. 27-36.

4.      Новикова Т.Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2.