Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БАКАЛАВРИАТ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗАХ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Одной из задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН), в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., является повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой (УИС), использование инновационных разработок и научного потенциала.

Область применения различных технических средств в уголовно-исполнительной системе (УИС) в настоящее время очень широка.

Начиная с 2010 г. была проделана большая работа,  направленная на внедрение в деятельность УИС современных информационных технологий.

В ФСИН России создана ресурсная основа для формирования единого трехуровневого информационного пространства, в УИС функционируют свыше 60 цифровых каналов передачи данных из территориальных органов в подразделения, создана автоматизированная система делопроизводства УИС (все учреждения и органы УИС оснащены автоматизированными рабочими местами). В настоящее время информационный ресурс УИС составляет свыше 250 форм отчетных документов.

Начиная с 2010 г., в деятельность УИС внедрен программный комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПК АКУС), который используется во всех исправительных колониях и колониях-поселениях (ПТК АКУС ИК (КП)), следственных изоляторах (ПТК АКУС СИЗО), в уголовно исполнительных инспекциях (ПК АКУС УИИ).

Автоматизирована информационная система обработки подразделениями УИС статистической отчетности, сформирована центральная база данных статистической отчетности; в территориальных органах созданы собственные локальные вычислительные сети.

В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед сотрудниками УИС, является защита оперативно-служебной информации от несанкционированного доступа, копирования, модификации или еѐ уничтожения.

Под информационной безопасностью в УИС следует понимать состояние защищенности информационных ресурсов, технологий их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

При построении системы управления информационной безопасностью в УИС возникает целый ряд вопросов, относящихся к администрированию механизмов безопасности, непосредственно не относящихся к безопасности программных средств и данных. На первый план выходит человек со своими потребностями в доступе к полноценной информации и его защита от ее негативного воздействия. Эффективное управление сферой информационной безопасности не только ограждает от информационных угроз сотрудников УИС комплексом специальных средств, но и закладывает фундамент информационно безопасного взаимодействия в социальной среде.

Следует отметить, что организационная защита – это регламентация деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Электронные документы должны храниться на электронных носителях, которые обеспечили бы их сохранность, однако и у электронных носителей есть определенный срок годности, поэтому возникает проблема сохранности информации, особенно для УИИ и СИЗО, где в связи с большим потоком осужденных, подозреваемых и обвиняемых особенно большой объем информации. Поэтому важнейшим условием подготовленности будущих юристов к самореализации в определенных видах профессиональной деятельности является, прежде всего, оптимальный набор учебных дисциплин.

С 2016 г. многие вузы ФСИН России переходят на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

Анализ базовой и вариативной части примерного учебного плана подготовки бакалавров позволяет нам сделать вывод, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, среди которых отсутствуют компетенции, позволяющие обеспечивать защиту информации.

Выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации должен обладать следующими компетенциями, которые позволят ему обеспечивать информационную безопасность:

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (общекультурная компетенция (ОП-4));

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (общепрофессиональная компетенцияи (ОПК-5));

способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата в сфере правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата в сфере правоохранительной деятельности:

способностью выявлять причины и условия совершения правонарушений и определять меры, направленные на их предупреждение (ППК-12);

способностью давать оценку противоправному поведению и содействовать его пресечению (ППК-13); способностью проводить оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия в точном соответствии с законом (ППК-14).

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата вне зависимости от присваиваемой квалификации все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально- прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата. Образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Раньше, согласно ФГОС «Бакалавр юриспруденции» 030900 выпускник должен был обладать такой общекультурной компетенцией как «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10)», а также профессиональной компетенцией «способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10)».

Формирование этих компетенций происходило в рамках изучения дисциплины «Информационная безопасность».

При этом целью изучения курса «Информационная безопасность» является приобретение выпускниками знаний основных правовых аспектов обеспечения информационной безопасности, умений и навыков использования технических средств и программно-аппаратных методов защиты информации в органах и учреждениях ФСИН России.

Это включает в себя знания, умения и навыки проведения обысковых мероприятий с помощью различных поисковых приборов, использования средств связи при повседневной оперативно-служебной деятельности, средств наблюдения и иных технических средств исходя из специфики органов и учреждений УИС. При этом наличие данной дисциплины  в ФГОС последнего  поколения является просто  необходимым для успешного освоения общеобразовательной программы.

 

Список литературы

1.      Грязнов С.А., Ежова О.Н. Профессиональная подготовка сотрудников УИС как условие пенитенциарной безопасности. Вестник Самарского юридического института. Самара. – 2013. – №3. – С. 145–150.

2.      Шепелева О., Новикова А. Качество юридического образования: стереотипы и  реальные проблемы // Юридическое образование: поиск новых стандартов качества. Материалы исследования. – М.: Институт «Право общественных интересов» (PILnet), 2013. – С. 15.

3.      Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О  мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 23.09.2015).