Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Вопросами экономико-управленческих компетентностей специалиста в целом занимались не только отечественные, но и зарубежные авторы. Предпринимались попытки комплексного подхода к проблеме формирования экономико-управленческих компетенций с опорой на общепсихологическую теорию деятельности (А.Г. Ковалев, М. Кяэрст, В.М. Шепель, В.Ф. Рубахин и др.) [4].

В американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации является способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономико-управленческой компетенции работника в той или иной области современного производства [4].

Развитие экономико-управленческих компетентностей личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических, экономических и управленческих аспектов знаний [5].

Вышеизложенное позволяет определить понятие «экономико-управленческая компетентность» как обладание знаниями, навыками и умениями в области экономики и менеджмента и способностью их адекватного применения в конкретных общественно-исторических условиях [1]. В процессе формирования экономико- управленческих компетентностей будущих специалистов среднего профессионального образования можно выделить следующие этапы.

Первый этап – экономическая подготовка студентов, передача им базовых знаний, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами финансово-экономической сферы деятельности.

Второй этап – углубленная подготовка по блоку управленческих вопросов и проблем на современном этапе развития производства.

Таким образом, экономико-управленческие компетентности носят интегративный характер, представляют собой совокупность уровневых признаков, относящихся к знаниям, их применению, навыкам, опыту, ценностям учащихся [2]. Перечислим их:

1)      знание основных экономических понятий;

2)      понимание важности экономических компонентов в жизни общества и личности;

3)      знание и понимание законов рационального хозяйствования на уровне государства и отдельной семьи;

4)      умение устанавливать соответствие между потребностями и ресурсами, желаниями и возможностями; трудом и вознаграждением за него; доходами и расходами;

5)      способность грамотно рассчитывать затраты, необходимые для получения желаемого результата;

6)      уважение к собственному и чужому труду, бережное отношение к его плодам;

7)      умение рационально организовывать свою деятельность, эффективно использовать и правильно распределять время;

8)      усвоение экономических ценностей, убеждений, ориентации;

9)      сформированность экономических интересов и разумных потребностей;

10 ) овладение различными социально-экономическими ролями;

11 ) умение работать в команде;

12 ) готовность осуществить выбор социально одобряемого экономического поведения.

Очень важно, чтобы в процессе обучения студенты получали не только определенный объем знаний, но и опыт деятельности. Компетентностный подход выдвигает на передний план не информированность учащегося, а умение разрешать жизненные проблемы, выполнять различные социально-экономические функции [3]. Следует уделять особое внимание не традиционным урокам, а таким видам работы, которые активизируют самостоятельную деятельность учащихся, включают их в непосредственное решение экономико-управленческих проблем, помогают развивать личностные качества, которые впоследствии станут основой их жизненного успеха. Исходя из выше изложенного, можно представить ресурсную структуру формирования экономико- управленческих компетенций студентов колледжа (рисунок 1).

Зарубежный  опыт  развития  экономико-управленческих  компетенций  свидетельствует  о  том,  что подготовка специалистов в основном ведется в профильных образовательных учреждениях. Так, одной из распространенных организационных форм развития экономико-управленческих компетенций в США являются школы бизнеса. Они представляют собой структурные подразделения в университетах — своего рода факультеты, где студенты специализируются в области организации, управления и экономики производства. Школы бизнеса обладают богатой материально-технической базой, в них сосредоточены квалифицированные кадры преподавателей и исследователей. Уровень фундаментальной подготовки в таких школах, как правило, весьма высок. Именно здесь готовят наиболее квалифицированные кадры, обладающие знаниями в области экономики и управления [6].

В Великобритании кадры экономического профиля готовятся практически во всех университетах и большинстве политехнических колледжей. Схема подготовки унифицирована: три года обучения ведут к получению степени бакалавра, один дополнительный год — к степени магистра и не менее трех дополнительных лет — к степени доктора философии.

Во Франции подготовка кадров с экономико-управленческими компетенциями осуществляется в университетах, а также в коммерческих и управленческих школах. За последние годы резко возросла численность обучаемых в коммерческих и управленческих школах. Основная часть таких школ финансируется и курируется торгово-промышленными палатами.


В      Японии     подготовка     специалистов     с     обладанием     экономико-управленческих     компетенций осуществляется в университетах, колледжах, учебных центрах фирм, профессиональных обществ и ассоциаций, но основная доля готовится в университетах и институтах. Учебные центры занимаются главным образом, переподготовкой, повышением квалификации и «доводкой» молодых специалистов.

Подводя итог можно выделить, что в среднем профессиональном образовании вводятся профессиональные модули, состоящие из междисциплинарных курсов. По профессиональному модулю будет сдаваться квалификационный экзамен в присутствии представителей работодателя. Необходимо будет ежегодно пересматривать вариативную часть ОПОП (основной профессиональной образовательной программы по специальности) с учетом регионального компонента, а также в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Функции преподавателя при такой организации работы студентов сводятся не к привычной передаче обучаемым знаний, а к информационно-контролирующей и консультационно-координирующей деятельности.

 

Список литературы

1.      Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие / Н. Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова: Ташкент. Изд-во «Ташкентский Государственный Экономический Институт», 2009 – 140 с.;

2.      Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.;

3.      Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с. ISBN 978-5-7695-5147- 5;

4.      Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб. науч. тр. / редкол.: Ю.К. Васильев, И.А. Сасова (отв. редакторы) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1986. – 99 с.;

5.      Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учеб.-метод. комплекс / Н.П. Хвесеня, и др. – Минск: Изд-во «БГУ», 2009. – 116 с.;

6.      Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.