14 февраля 2016г.
Вопросами экономико-управленческих компетентностей специалиста в целом занимались не только отечественные, но и зарубежные авторы. Предпринимались попытки комплексного подхода к проблеме формирования экономико-управленческих компетенций с опорой на общепсихологическую теорию деятельности (А.Г. Ковалев, М. Кяэрст, В.М. Шепель, В.Ф. Рубахин и др.) [4].
В американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации является способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономико-управленческой компетенции работника в той или иной области современного производства [4].
Развитие экономико-управленческих компетентностей личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических, экономических и управленческих аспектов знаний [5].
Вышеизложенное позволяет определить понятие «экономико-управленческая компетентность» как обладание знаниями, навыками и умениями в области экономики и менеджмента и способностью их адекватного применения в конкретных общественно-исторических условиях [1]. В процессе формирования экономико- управленческих компетентностей будущих специалистов среднего профессионального образования можно выделить следующие этапы.
Первый этап – экономическая подготовка студентов, передача им базовых знаний, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами финансово-экономической сферы деятельности.
Второй этап – углубленная подготовка по блоку управленческих вопросов и проблем на современном этапе развития производства.
Таким образом, экономико-управленческие компетентности носят интегративный характер, представляют собой совокупность уровневых признаков, относящихся к знаниям, их применению, навыкам, опыту, ценностям учащихся [2]. Перечислим их:
1) знание основных экономических понятий;
2) понимание важности экономических компонентов в жизни общества и личности;
3) знание и понимание законов рационального хозяйствования на уровне государства и отдельной семьи;
4) умение устанавливать соответствие между потребностями и ресурсами, желаниями и возможностями; трудом и вознаграждением за него; доходами и расходами;
5) способность грамотно рассчитывать затраты, необходимые для получения желаемого результата;
6) уважение к собственному и чужому труду, бережное отношение к его плодам;
7) умение рационально организовывать свою деятельность, эффективно использовать и правильно распределять время;
8) усвоение экономических ценностей, убеждений, ориентации;
9) сформированность экономических интересов и разумных потребностей;
10 ) овладение различными социально-экономическими ролями;
11 ) умение работать в команде;
12 ) готовность осуществить выбор социально одобряемого экономического поведения.
Очень важно, чтобы в процессе обучения студенты получали не только определенный объем знаний, но и опыт деятельности. Компетентностный подход выдвигает на передний план не информированность учащегося, а умение разрешать жизненные проблемы, выполнять различные социально-экономические функции [3]. Следует уделять особое внимание не традиционным урокам, а таким видам работы, которые активизируют самостоятельную деятельность учащихся, включают их в непосредственное решение экономико-управленческих проблем, помогают развивать личностные качества, которые впоследствии станут основой их жизненного успеха. Исходя из выше изложенного, можно представить ресурсную структуру формирования экономико- управленческих компетенций студентов колледжа (рисунок 1).
Зарубежный опыт развития экономико-управленческих компетенций свидетельствует о том, что подготовка специалистов в основном ведется в профильных образовательных учреждениях. Так, одной из распространенных организационных форм развития экономико-управленческих компетенций в США являются школы бизнеса. Они представляют собой структурные подразделения в университетах — своего рода факультеты, где студенты специализируются в области организации, управления и экономики производства. Школы бизнеса обладают богатой материально-технической базой, в них сосредоточены квалифицированные кадры преподавателей и исследователей. Уровень фундаментальной подготовки в таких школах, как правило, весьма высок. Именно здесь готовят наиболее квалифицированные кадры, обладающие знаниями в области экономики и управления [6].
В Великобритании кадры экономического профиля готовятся практически во всех университетах и большинстве политехнических колледжей. Схема подготовки унифицирована: три года обучения ведут к получению степени бакалавра, один дополнительный год — к степени магистра и не менее трех дополнительных лет — к степени доктора философии.
Во Франции подготовка кадров с экономико-управленческими компетенциями осуществляется в университетах, а также в коммерческих и управленческих школах. За последние годы резко возросла численность обучаемых в коммерческих и управленческих школах. Основная часть таких школ финансируется и курируется торгово-промышленными палатами.
В Японии подготовка специалистов с обладанием экономико-управленческих компетенций осуществляется в университетах, колледжах, учебных центрах фирм, профессиональных обществ и ассоциаций, но основная доля готовится в
университетах и институтах. Учебные центры занимаются главным образом, переподготовкой, повышением квалификации и «доводкой» молодых специалистов.
Подводя итог можно выделить, что в среднем профессиональном образовании вводятся профессиональные модули, состоящие из междисциплинарных курсов. По профессиональному модулю будет сдаваться квалификационный экзамен в присутствии представителей работодателя. Необходимо будет ежегодно пересматривать вариативную часть ОПОП (основной профессиональной образовательной программы по специальности) с учетом регионального компонента, а также в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Функции преподавателя при такой организации работы студентов сводятся не к привычной передаче обучаемым знаний, а к информационно-контролирующей и консультационно-координирующей деятельности.
Список литературы
1.
Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие / Н. Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова: Ташкент. Изд-во «Ташкентский Государственный Экономический Институт», 2009 – 140 с.;
2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н.А. Морева.
– М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
432 с.;
3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с. ISBN 978-5-7695-5147- 5;
4.
Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб. науч. тр. / редкол.: Ю.К. Васильев, И.А. Сасова (отв. редакторы) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1986. – 99 с.;
5. Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин:
учеб.-метод. комплекс / Н.П. Хвесеня, и др. – Минск: Изд-во «БГУ», 2009. – 116 с.;
6. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.