Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Волжский
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время осуществлен переход на новую систему образования на основе нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.2.1              «Дизайн (по отраслям)». В ней выделяют основные тенденции развития среднего профессионального образования, среди которых – увеличение объема самостоятельной работы студента, широкое использование активных и интерактивных форм занятий, усиление общепрофессиональной подготовки, а также преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования. Новая система образования ориентирована на выработку у студентов общих и профессиональных компетенций, которые направлены на формирование личностных качеств, необходимых каждому образованному человеку, а также на формирование знаний, умений и навыков, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Возникла необходимость развития творческой личности будущего специалиста. Одним из путей такого развития является учебно-исследовательская деятельность студентов.

Основными задачами учебно-исследовательской деятельности студентов являются:

-   формирование у студентов интереса к учебному творчеству и навыкам коллективной исследовательской работы, умение работать в команде;

-     развитие у студентов учебного, творческого и исследовательского мышления, самообразования и самостоятельности, расширение теоретического кругозора;

-     осуществление поиска и использование информации необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития;

-   участие студентов в учебных исследованиях, художественном творчестве и реальных разработках дизайн- проектов;

-   ориентирование в условиях смены технологий в профессиональной деятельности;

-   углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

-    развитие культурной, творческой и всесторонне развитой личности, выявление наиболее талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения профессиональных задач.

Занятия учебно-исследовательской деятельностью способствуют готовности будущих специалистов быть востребованными на рынке труда в современных условиях, а так же реализации творческого потенциала каждого молодого человека. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль.

Назначение исследовательской работы – расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности. В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.

Активизации учебно-исследовательской деятельности способствует познавательная активность личности и диалог студента с преподавателем. А также инициативная позиция преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления, стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, способность к самооценке своей деятельности. Именно он создает основу для систематической, поисковой, исследовательской деятельности, обеспечивая условия для самооценки личности. Проводит индивидуальную работу со студентами с учетом их опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентаций, познавательных, коммуникативных, профессиональных видов деятельности. Создает ситуации, предусматривающие:

-   знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

-   поощрение глубокой самостоятельной проработки выбранной темы;

-         акцентирование более сложных видов деятельности, требующих определенного уровня сформированности абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня;

-   более высокие требования к самостоятельности в решении задач.

Главная задача педагога – уделить больше внимания студентам, увидеть и выделить в коллективе новые таланты.

Учебно-исследовательская  деятельность  —  особый  вид  интеллектуально-творческой  деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Приобщение студентов-дизайнеров к научному исследованию осуществляется на всѐм протяжении обучения. Студенты включаются в научную деятельность через знакомство с методами учебного исследования, подготовку сообщений и докладов, индивидуальные предметные задания, проектную деятельность, написание рефератов, которое по праву, можно назвать научным трудом, т.к. строится оно на основе нескольких статей и научных источников, что ведет к дальнейшему развитию творческой и познавательной работы. В содержание реферата может быть включен собственный опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность. Введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ в рамках учебных дисциплин общепрофессионального цикла; семинары-дискуссии, проводимые с целью выявления мнения студентов по изучаемым актуальным вопросам. В диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения, обсуждаются противоречия. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми обучающиеся предварительно ознакомлены. При обсуждении выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы.

В период прохождения производственной практики организуется большая исследовательская деятельность студентов. Практика является связующим звеном между учебным процессом и работой на предприятии. Индивидуальные исследования студентов составляют основу предпроектных поисков.

Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы студентов по дисциплинам профессионального цикла или профессиональному модулю профессионального цикла, с целью:

-   систематизации  и закреплением  полученных  теоретических  знаний  и  практических   умений  по

общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей;

-   углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

-   формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

-        формированием умений использовать справочную, нормативную, методическую и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-   подготовки к итоговой государственной аттестации выпускника.

Вершиной учебно-исследовательской деятельности студента является выполнение выпускной квалификационной работы. Согласно ФГОС нового поколения ВКР — это самостоятельная учебно- исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Все перечисленные виды учебно-исследовательской деятельности являются важным фактором при подготовке будущего специалиста, творческого человека. Студенты приобретают навыки, которые пригодятся им в течении всей жизни: самостоятельность суждений, стремление к пополнению собственного запаса знаний, умению вдумчиво и целенаправленно работать, а также получать от этого процесса удовольствие, применять, обновлять и дополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней.

 

Список литературы

1.      Петрова, С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов [Текст] / С.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – №10. – С.91-94.

2.      Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. [Текст] / А.И. Савенкова // М., 2006. — 480с.

3.      Самсонова Е.В. Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов [Текст] / Е. В. Самсонова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 600-603.