Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Авторы:
Город:
Волжский
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В статье рассмотрены требования к формированию и развитию у студентов СПО специальности 072501 Дизайн (по отраслям) художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин профессионального цикла. Аспекты углубления сферы педагогической деятельности , разработке методик и усовершенствования системы заданий, технологии обучения. Что в свою очередь позволяет повысить уровень профессионального обучения основам дизайна и развитию творческих способностей студентов СПО.

Ключевые слова: дизайн, художественно-конструктивные знания, умения и навыки, общехудожественное и общедизайнерское мышления.

В настоящее время в теории и практике дизайна накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения художественно-конструкторского образования и профессиональной подготовки будущих дизайнеров. На первый курс приходят студенты, которые многого не умеют и педагогическому коллективу СПО за четыре года нужно подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними знаниями и умениями, которые могли бы конкурировать в современных условиях. Учебные дисциплины, изучаемые студентами разнообразны, но основной упор делается на предметы профессионального цикла. Для закрепления полученных знаний и навыков предусмотрены пленэрная, производственная практики.

Объектом исследования является учебный процесс, направленный на формирование художественно- конструкторских умений будущих дизайнеров в их профессиональной подготовке. Учебный процесс  имеет целью подготовку настоящих профессионалов: дизайнеров архитектурной среды, художников-оформителей. Для этого ведется разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания эффективных форм и методов, направленных на формирование, стимулирование инициативы, креативности в мышлении, развитие творческого подхода в решении поставленных задач будущих дизайнеров. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен: иметь практический опыт воплощения авторских проектов в материале; уметь:

-   выбирать материалы с учетом их формообразующих свойств;

-   выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале;

-    выполнять технические чертежи проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии;

-   применять практические навыки создания проектов архитектурно-дизайнерских композиций различных ландшафтных и градостроительных объектов на высоком профессиональном уровне.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

-формирование общехудожественного и общедизайнерского мышления, творческих способностей и графических навыков;

-развитие графических навыков на основе теории изобразительного искусства;

-развитие художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при выполнении заданий по дизайну;

-развитие объѐмно-пространственного мышления ;

-знание линейной и воздушной перспективы, рабочих качеств изобразительных материалов, различных графических средств и инструментов;

-освоение графических приѐмов изображения набросков и рисунка фигуры человека;

-воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса, чувства пропорций. Студент должен знать:

- теоретические основы проектирования средовых объектов.

-   ассортимент, свойства, технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;

-   методы средового подхода к формированию пространственной среды. Формы реализации работы.

Для решения этих задач был проанализирован широкий спектр научных исследований с целью совершенствования системы обучения профессиональному мастерству специалистов данного профиля СПО, в соответствии с целью и требованиями государственного стандарта.

Базовым для разработки исследуемой проблемы являются труды специалистов в области дизайна, затрагивающие те или иные аспекты формирования и развития у студентов художественно-конструктивных знаний, умений и навыков (А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, Н.И.Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев, Н.П.Костерин, Ю.Г. Божко, О. В. Глазычев, К.М. Кантор, и др.)

Критерии и показатели сформированности художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин профессионального цикла:

-критерий построения перспективных изображений объектов на изобразительной плоскости (показатели: сформированность объемно-пространственного мышления; освоение знаний по теории перспективы);

-        критерий аналитического подхода в изображении объектов (показатели: наличие навыков конструктивного рисования; умение анализировать внутреннюю форму и скрытую от взора конструкцию изображаемых объектов);

-    критерий светотональной моделировки формы и объема изображаемых объектов (показатель: освоение знаний теории светотени в академическом рисунке; умение представлять движение световых потоков по поверхности изображаемых объектов);

-    критерий создания изображений объектов с верно найденными пропорциями (показатель: умение визуально оценивать пропорциональные отношения формы изображаемых развитость объектов; эстетического чувства гармоничных пропорциональных отношений);

-     критерий верной передачи пластической формы, внутренней конструкции, сочленений объемов и механики движения изображаемых объектов (показатель: знание пластической анатомии человека и животных; сформированность знаний объемной формы, конструкции, функционирования и технологии изготовления объектов дизайна);

-критерий оригинальности графической техники (показатель: навыки применения в графических работах различных художественных материалов; умение находить для решения художественных задач наиболее подходящие техники исполнения);

-критерий технического исполнения художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале;

-критерий многовариантности композиционного поиска (показатель: наличие вариантов клаузур по дизайн проектам).

Формы реализации профориентационной работы.

1.     Самостоятельные профдизайнерские исследования при выполнении курсовых, контрольных работ и индивидуальных заданий.

2.    Прохождение практики на предприятиях и организациях.(Роспись стен помещений игровой, спальни Дома малютки и детского сада №9 , оформление стены –славы городов героев по ул. Сталинградской и другие работы охватывающие средовое оформление г.Волжского );

3.   Посещение выставок и мастер-классов:

Выставка Покрашенко М.И. «Полет махаона» г.Волжский, Картинная галерея.

Мастер-класс Покрашенко М.И. «Секреты композиции. Скрытая структура квадрата.»

Открытие выставки «Лето на хвосте», Антоненко М., Рухлина Н. г.Волжский, Картинная галерея.

Мастер-класс Антоненко М., Рухлина Н. «Декоративный натюрморт». Мастер-класс Чепкасова Б.А.

«Создание живописных работ с использованием мастехина.» Выставочный зал им. Г.В. Черноскутова.

4.   Встречи с профессионалами – посещение мастерских ведущих художников города, дизайнеров. (Кияненко А.Н., Махов В.Ю., Покрашенко Н.И.и д.р.)

5.   Участие обучающихся в выставках, как эффективной форме творческой реализации и самоопределения. Ежегодные выставки студенческих работ «Татьянин День», тематические выставки в здании администрации г.Волжского.

6.   Участие студентов в региональных и международных конкурсах:

«Нет войне», конкурс иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» и д.р., поднимают авторитет учебного заведения и личный рейтинг студентов-участников.

Результаты исследования привели к следующим заключениям:

-   научно обоснована и доказана зависимость качества дизайн-образования студентов от сформированности их художественно-конструкторских умений, навыков.

-     разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая формированию художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров;

-    определены и апробированы те методы и методические приемы (познавательные, тестовые,  личный показ), формы деятельности (групповые и индивидуальные), при использовании которых наиболее эффективно решается задача формирования художественно-конструкторских умений;

-      выявлена возможность и доказана целесообразность использования техники бумагопластики при выполнении макетов дизайн-продукта как средства, способствующего формированию художественно- конструкторских умений;

-   определены критерии оценки уровня художественно-конструкторских навыков студентов.

 

 

Список литературы

1.      Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика: учебное пособие / Н.П.  Бесчастнов; - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-691-01873-2;То же [Электронный ресурс]. - URL:    http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116588

2.      Глазова, М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции / М.В. Глазова, В.С. Денисов. - М. : Когито-Центр,  2012.  -  220  с.  -  ISBN  978-5-89353-362-0;То   же   [Электронный   ресурс].   - URL:    http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144944

3.      Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды [Текст]/ А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, Н.И. Щепетков, А.А.Гаврилина, Н.К. Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2009. – 504с., ил.

4.      Макарова, М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика : учебное пособие / М.Н. Макарова. - М. : Академический проект, 2012. - 384 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-1415-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220475

5.      Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. Учебное пособие – М.: Издательство «Архитектура С», 2008.

6.      Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие [Текст]/ В.Т. Шимко.  – М.: Издательство «Архитектура - С», 2008. – 160с.,

7.      http://biblioclub.ru/ - ВИЭПП

8.      http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека еLibrary.ru