14 февраля 2016г.
В статье рассмотрены требования к формированию и развитию у студентов СПО специальности 072501 Дизайн (по отраслям) художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин профессионального цикла. Аспекты углубления сферы педагогической деятельности , разработке методик и усовершенствования системы заданий, технологии обучения. Что в свою очередь позволяет повысить уровень профессионального обучения основам дизайна и развитию творческих способностей студентов СПО.
Ключевые слова: дизайн, художественно-конструктивные знания, умения и навыки, общехудожественное и общедизайнерское мышления.
В настоящее время в теории и практике дизайна накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения художественно-конструкторского образования и профессиональной подготовки будущих дизайнеров. На первый курс приходят студенты, которые многого не умеют и педагогическому коллективу СПО за четыре года нужно подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними знаниями и умениями, которые могли бы конкурировать в современных условиях. Учебные дисциплины, изучаемые студентами разнообразны, но основной упор делается на предметы профессионального цикла. Для закрепления полученных знаний и навыков предусмотрены пленэрная, производственная практики.
Объектом исследования является учебный процесс, направленный на формирование художественно- конструкторских умений будущих дизайнеров в их профессиональной подготовке. Учебный процесс имеет целью подготовку настоящих профессионалов: дизайнеров архитектурной среды, художников-оформителей. Для этого ведется разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания эффективных форм и методов, направленных на формирование, стимулирование инициативы, креативности в мышлении, развитие творческого подхода в решении поставленных задач будущих дизайнеров. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен: иметь практический опыт воплощения авторских проектов в материале; уметь:
- выбирать материалы с учетом их формообразующих свойств;
- выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале;
- выполнять технические чертежи проекта для разработки конструкции изделия с учетом особенностей технологии;
- применять практические навыки создания проектов архитектурно-дизайнерских композиций различных ландшафтных и градостроительных объектов на высоком профессиональном уровне.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-формирование общехудожественного и общедизайнерского мышления, творческих способностей и графических навыков;
-развитие графических навыков на основе теории изобразительного искусства;
-развитие художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при выполнении заданий по дизайну;
-развитие объѐмно-пространственного мышления ;
-знание линейной и воздушной перспективы, рабочих качеств изобразительных материалов, различных графических средств и инструментов;
-освоение графических приѐмов изображения набросков и рисунка фигуры человека;
-воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса, чувства пропорций. Студент должен знать:
- теоретические основы проектирования средовых объектов.
- ассортимент, свойства, технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
- методы средового подхода к формированию пространственной среды. Формы реализации работы.
Для решения этих задач был проанализирован широкий спектр научных исследований с целью совершенствования системы обучения профессиональному мастерству специалистов данного профиля СПО, в соответствии с целью и требованиями государственного стандарта.
Базовым для разработки исследуемой проблемы являются труды специалистов в области дизайна, затрагивающие те или иные аспекты формирования и развития у студентов художественно-конструктивных знаний, умений и навыков (А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, Н.И.Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев, Н.П.Костерин, Ю.Г. Божко, О. В. Глазычев, К.М. Кантор, и др.)
Критерии и показатели сформированности художественно-конструктивных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин профессионального цикла:
-критерий построения перспективных изображений объектов на изобразительной плоскости (показатели: сформированность объемно-пространственного мышления; освоение знаний по теории перспективы);
- критерий аналитического подхода в изображении объектов (показатели: наличие навыков конструктивного рисования; умение анализировать внутреннюю форму и скрытую от взора конструкцию изображаемых объектов);
- критерий светотональной моделировки формы и объема изображаемых объектов (показатель: освоение знаний теории светотени в академическом рисунке; умение представлять движение световых потоков по поверхности изображаемых объектов);
- критерий создания изображений объектов с верно найденными пропорциями (показатель: умение визуально оценивать пропорциональные отношения формы изображаемых развитость объектов; эстетического чувства гармоничных пропорциональных отношений);
- критерий верной передачи пластической формы, внутренней конструкции, сочленений объемов и механики движения изображаемых объектов (показатель: знание пластической анатомии человека и животных; сформированность знаний объемной формы, конструкции, функционирования и технологии изготовления объектов дизайна);
-критерий оригинальности графической техники (показатель: навыки применения в графических работах различных художественных материалов; умение находить для решения художественных задач наиболее подходящие техники исполнения);
-критерий технического исполнения художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале;
-критерий многовариантности композиционного поиска (показатель: наличие вариантов клаузур по дизайн проектам).
Формы реализации профориентационной работы.
1. Самостоятельные профдизайнерские исследования при выполнении курсовых, контрольных работ и индивидуальных заданий.
2. Прохождение практики на предприятиях и организациях.(Роспись стен помещений игровой, спальни Дома малютки и детского сада №9 , оформление стены –славы городов героев по ул. Сталинградской и другие работы охватывающие средовое оформление г.Волжского );
3. Посещение выставок и мастер-классов:
Выставка Покрашенко М.И. «Полет махаона» г.Волжский, Картинная галерея.
Мастер-класс Покрашенко М.И. «Секреты композиции. Скрытая структура квадрата.»
Открытие выставки «Лето на хвосте», Антоненко М., Рухлина Н. г.Волжский, Картинная галерея.
Мастер-класс Антоненко М., Рухлина Н. «Декоративный натюрморт». Мастер-класс Чепкасова Б.А.
«Создание живописных работ с использованием мастехина.» Выставочный зал им. Г.В. Черноскутова.
4. Встречи с профессионалами – посещение мастерских ведущих художников города, дизайнеров. (Кияненко А.Н., Махов В.Ю., Покрашенко Н.И.и д.р.)
5. Участие обучающихся в выставках, как эффективной форме творческой реализации и самоопределения. Ежегодные выставки студенческих работ «Татьянин День», тематические выставки в здании администрации г.Волжского.
6. Участие студентов в региональных и международных конкурсах:
«Нет войне», конкурс иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» и д.р., поднимают авторитет учебного заведения и личный рейтинг студентов-участников.
Результаты исследования привели к следующим заключениям:
- научно обоснована и доказана зависимость качества дизайн-образования студентов от сформированности их художественно-конструкторских умений, навыков.
- разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая формированию художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров;
- определены и апробированы те методы и методические приемы (познавательные, тестовые, личный показ), формы деятельности (групповые и индивидуальные), при использовании которых наиболее эффективно решается задача формирования художественно-конструкторских умений;
- выявлена возможность и доказана целесообразность использования техники бумагопластики при выполнении макетов дизайн-продукта как средства, способствующего формированию художественно- конструкторских умений;
- определены критерии оценки уровня художественно-конструкторских навыков студентов.
Список литературы
1. Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов; - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-691-01873-2;То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116588
2. Глазова, М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции / М.В. Глазова, В.С. Денисов. - М. : Когито-Центр, 2012. - 220 с. - ISBN 978-5-89353-362-0;То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144944
3. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды [Текст]/ А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, Н.И. Щепетков, А.А.Гаврилина, Н.К. Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2009. – 504с., ил.
4. Макарова, М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика : учебное пособие / М.Н. Макарова. - М. : Академический проект, 2012. - 384 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-1415-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220475
5. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. Учебное пособие – М.: Издательство «Архитектура С», 2008.
6. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие [Текст]/ В.Т. Шимко. – М.: Издательство «Архитектура - С», 2008. – 160с.,
7. http://biblioclub.ru/ - ВИЭПП
8. http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека еLibrary.ru