Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Изучение футбольных фанатов с психологической и педагогической точки зрения является довольно перспективной и применимой областью исследования. Во-первых, исследование фанатов может помочь понять природу футбольного фанатизма, а, во-вторых, может представлять интерес для социальных педагогов, педагогов-психологов с целью эффективного взаимодействия с подростками и молодежью в различных организациях, а также для сотрудников правоохранительных органов для непосредственного взаимодействия с представителями субкультуры футбольных фанатов. Фанатизм как социокультурный и психологический феномен стал значимым явлением во многих подростковых и молодежных объединениях. Участие в субкультуре, вовлеченность в ее конкретную деятельность оказывает сильное влияние на личность, подстраивая ее под эталоны и образцы группы, культивируя идеи, которые становятся неотъемлемой частью самосознания. Система ценностей субкультуры формирует стиль ее поведения, ее интересы и потребности, личность субъектов, включенных в субкультуру и выбор средств их удовлетворения. Субкультура футбольных фанатов – сложившаяся система ценностей, модель поведения и идеология данной группы, которая представляет собой самостоятельное образование в рамках футбольной культуры. Фанатское сообщество совершенно неоднородно. Среди фанатов выделяют «Ультрас», отвечающих за поддержку на стадионе, хулиганов и «Кузьмичей», периодически посещающих матчи и просто футбольных фанатов. Футбольные фанаты включены в субкультуру футбольных болельщиков, следуют определенной моде, поддерживают и развивают культуру футбольного фанатизма. Они в курсе всех событий, происходящих в футбольном сообществе. Разделят идеологию, систему ценностей, принятое поведение в субкультуре футбольных фанатов. Главная задача для них – поддержать клуб. Возраст футбольных фанатов – от 14-16 лет до 20-40 лет. Как правило, футбольных фанатов отличает стаж боления, а также определенное количество выездных матчей. В большинстве своем футбольные фанаты являются представителями мужского пола, но в современной действительности немалочисленно присутствие среди фанатов девушек. Немаловажным являются мотивы вступления в субкультуру футбольных фанатов:
— интерес к футболу и желание поддержать команду на стадионе;
— возможность приобретения новых знакомств;
— возможность выплеснуть эмоции;
— семейная традиция;
— посещение футбола за компанию.
На данный момент времени отмечается рост агрессивного поведения футбольных фанатов. Имеются различные точки зрения на природу агрессивного поведения футбольных фанатов. Можно предположить, что когда люди наблюдают за эмоциональными и агрессивными действиями спортсменов, они представляют себя на их месте и дают выход своим эмоциям и агрессивным импульсам. В этом случае агрессивность болельщиков снижается. В тех же случаях когда результат соревнований вызывает сильные эмоциональные переживания у футбольных фанатов, агрессивность поведения может повышаться. Согласно другой точки зрения, человек, наблюдающий за агрессивными действиями, и сам становится более агрессивным, увеличивая и без того свою высокую агрессивность как черту личности. Очевидно, второе объяснение больше подходит к фанатам, не раз демонстрировавшим агрессию во время и после матчей. Однако связь между фанатизмом и агрессивностью как чертой личности выявлена только у тех фанатов, которые сильно идентифицируют себя с любимой командой. Иными словами, агрессивность футбольных фанатов связана с желанием получить новые эмоциональные впечатления и через эмоциональный выплеск снять накопившуюся агрессию. В других случаях можно говорить о том, что агрессивное поведение футбольных связывается с так называемым фактором толпы. Человек, вливаясь в массу, резко меняет свое поведение, подчиняясь действию толпы. Однако толпа футбольных фанатов является хорошо организованной группой активных болельщиков и имеет своих лидеров. Более того, когда футбольные фанаты, сплоченные одним и тем же пристрастием, находится в окружении фанатов противоположной им команды, их сплоченность и противостояние еще более усиливаются.
В качестве основных причин того или другого проявления агрессии футбольными фанатами рассматриваются так же провоцируемая спортсменами враждебность, деиндивидуализация (растормаживание форм поведения) и уровень физиологического возбуждения.1 Таким образом, можно предположить, что агрессия футбольных фанатов активизируется во время футбольных матчей. Особый интерес представляют высказывания самих футбольных фанатов о причинах агрессивного поведения во время футбольных матчей. К ситуативным причинам агрессивного поведения, футбольные фанаты относят неккоректные действия правоохранительных органов, различные провокации со стороны фанатов другой команды, проигрыш команды, нечестное судейство и алкоголь.

 1 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С.280.

Таким образом для субкультуры футбольных фанатов характерны следующие особенности: 1. Субкультуру футбольных фанатов отличают: самоорганизация и независимость от официальных структур; ярко выраженность мировоззрения, ценностных ориентаций, поведенческих стереотипов. 2. Главным критерием включения в субкультуру футбольных фанатов является интерес к футболу и желание поддержать команду на стадионе, возможность приобретения новых знакомств. 3. Агрессивное поведение футбольных фанатов может быть обусловлено ситуационными факторами на фоне высокой эмоциональности и личностными особенностями. 4. Субкультура футбольных фанатов является тем стержнем, которая создает своеобразные психологические условия, идеалы, ценности, нормы морали и поведения, которые активно ассимилируются в молодежной среде. Работа педагогов-психологов, социальных педагогов, спортивных психологов с представителями субкультуры футбольных фанатов для предотвращения ситуаций ассоциального характера и непосредственно взаимодействие с ними возможно через работу с лидерами фанатских групп. Работа с лидером, представляется самой оптимальной, так как через лидера, возможен доступ практически ко всей информации и участникам представителей отдельных фанатских групп. Либо с еще не определившимися членами группы, которые только что вошли в состав фанатской группы и которые еще не в полной мере определились со своим местом в группе. Прежде всего, необходимо собрать максимальную информацию о той группе, с которой предполагается начинать работу. Возрастной состав, сведения об участниках фанатской группы, их социальном статусе, об уставе, традициях и законах группы. При возможности продуктивно использовать метод включенного наблюдения, что, помимо дополнительной информации, даст возможность повысить доверие участников фанатской группы. Затем, нужно налаживать и укреплять коммуникации с лидером, и лидерским составом. И постепенно транслировать ему различные советы и подсказки позитивного содержания, но делать это так, чтобы лидер видел в этом не угрозу фанатской группе, а выгоду. Важно объяснить лидеру, что для пользы группы пойдут различного рода тренинги и установки. Важно продумывать работу таким образом, чтобы транслировать позитивные жизненные ценности, для развития самосознания в позитивном русле. Необходима практическая работа на снятие агрессии и саморелаксации. Грамотно составленная работа с представителями субкультуры футбольных фанатов, может стать мощным средством изменения обстановки «изнутри» группы. Но в работе необходимо привлекать лидера фан-объединения, чтобы он принимал обязательное участие и являлся бы положительным примером для всех. Все действия необходимо сопровождать обязательной рефлексией группы, через которую организовывать самонаблюдение участников группы за внутренними изменениями. А также проводить индивидуальную работу с членами группировок. Официально работать с группировкой сложнее, однако тоже вполне реально. В этом случае для начала надо заинтересовать членов группировки. Это можно сделать, опять же, с помощью ролевых игр, тренингов, рефлексии участников группы, как групповой, так и индивидуальной. Необходимо помнить, что работа с фанатскими группировками имеет свои особенности, поэтому нужно как можно более тщательно продумывать последовательность своих действий. Важно понимать, что субкультура футбольных фанатов изначально не является источником негативного влияния, а направлена на успешную социализацию молодых людей в общество, создает условия для самореализации и самоутверждения личности в период взросления.

Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008г. – С. 222.
2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. – С. 57.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С.280.
4. Купцова Т.В. Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов. – Сборник докладов VIII Межвузовский конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. – М.: ООДТП «Исследователь», 2013. – С. 156.